Производственное воспитание как инновационный сектор современного образования Д.В. Григорьев
Черты общества потребления: утверждение в качестве базовых ценностей эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма; превращение человека в «машину желаний»; подмена реальности многочисленными и разнообразными имитациями (одна из самых больших имитаций – реклама общества потребления как общества изобилия);
Черты общества потребления: введение моды как механизма манипулирования сознанием во все сферы общественной и частной жизни; ориентация на непрерывное производство новинок, стимулирование людей к их потреблению и, как следствие, - ирония и презрение ко всему старому и традиционному;
Черты общества потребления: деградация смыслов труда и трудовой этики; атомизация человеческого бытия, распад традиционных форм социальности;социальная пассивность, дефицит неденежных мотиваций в поведении и поступках людей.
Идея А.С. Макаренко:воспитывает не труд-работа (определенная последовательность действий, ведущая к определенному результату),не труд-учёба (овладение необходимыми для работы знаниями и навыками), а труд-забота (хозяйственное попечение о мире, о других, о самом себе)
Признаки образцового труда: наукоёмкость;технологичность;коллективность (объединение работающих вокруг общих целей и ценностей); оптимальность организации труда;высокая квалификация работающих;учет индивидуальности работающих (персонализация труда);высокая рентабельность.
Практика А.С. Макаренко:производство фотоаппаратов и электросверлилок (хай-тек 1930-х годов).
Сегодня воспитанники Макаренко производили бы ноутбуки и флэш-карты.
Детско-взрослое образовательное производство:передовое, наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в котором детский коллектив в учебно-воспитательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их проектировании и перепроектировании. Для выполнения наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются профессионалы-взрослые.
Детско-взрослаямини-типография
Детско-взрослоефото-ателье
ДВОП по сборке и ремонту компьютеров и ноутбуков
Ученическая учебно-методическая и производственная фирма "Импульс" Головин Петр Петрович
Детско-взрослое образовательное производство воспитывает: содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда;необходимостью субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта;
Детско-взрослое образовательное производство воспитывает: необходимостью субъекту проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда;трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;духом соработничества в общем коллективном деле…