ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГПД ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 311 Кирьянова Елена Владимировна
ВСТУПЛЕНИЕ Многие авторы , исследовавшие детскую игру, единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С.Макаренко, игра – это «норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».
По ФГОС под универсальными учебными действиями ( УУД) понимается: «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
Главной целью формирования УУД в начальной школе является развитие умения учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, а также к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания Личностные УУД Действия самоопределения
Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем
Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка
Регулятивные УУД Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений. *
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
Сформированное положительное отношения к игре, т.к она всегда желанна, способность к самооценке и т.п. – составляют группу личностных УУД. Самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в условия игры, адекватно воспринимать оценку воспитателя – составляет группу регулятивных УУД
Виды игровых заданий Применяя различные игровые формы, вовлекая ребенка интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно. Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки. Мысленное воспроизведение картины, ситуации, мультфильма – используется для формирования ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды игр: Развивающие игры: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего. Кроссворды Ребусы
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие игры: - Игра в школу; - Взаимоконтроль; - Взаимодиктант Для диагностики и формирования коммуникативных УУД предлагаю следующие игры: - составление кроссворда, - отгадай, о ком говорим.
ИГРОВАЯ деятельность предусматривает формирование
Игровая деятельность в ГПД позволяет не только снять эмоциональную напряженность после урочной деятельности, но и дает возможность для комфортного развития УУД у воспитанников ГПД.
Процесс узнавания, открытия, освоения новых игр и ее правил выполняет целый комплекс познавательных УУД. Часть выше перечисленных действий будет осуществляться детьми в процессе коммуникации. В процессе игры они будут - договариваться, - стремиться к координации действий, - формулировать свое мнение ,т.е. будут развиваться коммуникативные УУД.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет кругозор, усваивает социальный опыт. По окончании самоподготовки (2-4 кл.) необходимо организовать игровую деятельность. Необходимо чередовать подвижные игры с играми в классе, когда дети снова сидят за партами и играют в настольные игры.
УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Естественность Теплая забота и принятие Полный эмоциональный контакт
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Не дублировать деятельность 1-ой половины дня. Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка. Игра не должна мешать тем, кто еще не закончил выполнение домашнего задания. Использовать рекомендуется только педагогические игры, психологические тренинги проводит психолог.
ГРУППЫ ИГР ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «Кто хочет получить приз» и др.; Интеллектуальные: небольшие логические занятия для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды; Настольные игры; Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Исходя из собственного опыта , дети младшего школьного возраста очень любят и с большим интересом играют в подвижные игры, т.к. именно они обеспечивают двигательную активность учеников во 2-ой половине дня. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Игры с мячом Игры со скакалкой Эмоциональные игры Игры-соревнования Эстафеты
ВЫВОД Игровая деятельность – самая актуальная как для учителя, так и для воспитателя ГПД, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами, так как 1 год обучения является стартовым и крайне важен для формирования УУД и именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Спасибо за внимание!