Проверка и оценка знаний, умений учащихся Барышникова Татьяна Анатольевна зам. директора по УВР
Общие требования к организации и проведению проверки и оценки знаний, умений учащихся Выделяют следующие виды контроля: текущий; периодический; итоговый. К текущему контролю можно отнести наблюдения, опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятельных работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую тему. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изу чаемого материала, содержание которых определяется учителем. Периодический контроль проводится обычно после изучения программной темы, раздела. Итоговый контроль – в конце учебной четверти, года. Объем и содержание контрольных работ согласуются с администрацией учебного учреждения.
Устные формы контроля Устный опрос учащихся позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи. Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Во время индивидуального опроса задание дается классу, вызывается для ответа один школьник, остальные дети слушают его, наблюдают за его действиями (работа с раздаточным материалом, географической картой и др.). Во время фронтального опроса организуется беседа, в которую учитель включает всех учащихся класса. В этом случае оцениваются ответы тех школьников, которых заранее для себя наметил учитель. Во время устного опроса педагогу необходимо проявлять максимум терпения и выдержки, так как некоторые дети долго думают над ответом, медленно, с трудом произносят фразы, пишут и т.д.
Письменная проверка знаний Основные виды письменной проверки: классные и домашние работы; списывание; диктанты; сочинения; изложения; арифметические примеры и задачи; чертежи, рисунки и т.д. При проверке домашней работы учитель не может знать, насколько самостоятельно выполнял ее ученик. Но существуют приемы, позволяющие уточнить, как работал ребенок. Письменные проверочные работы на уроках, например русского языка, математики, могут быть небольшими по объему, занимать непродолжительный период времени; с их помощью учитель уточняет усвоение детьми какого-то частного вопроса. Как правило, такие работы следуют за фронтальной работой, во время которой данный вопрос обсуждался и закреплялся. Тренировочные самостоятельные письменные работы могут проверяться с коллективным обсуждением результатов после их выполнения или путем организации взаимопроверки.
Письменная проверка знаний Самостоятельные проверочные работы отличаются от тренировочных тем, что после их завершения результаты не проверяются. Письменные проверочные работы могут занимать целый урок. В процессе работы учеников при выполнении контрольной могут проявиться некоторые их особенности (некоторые могут во время контрольной работы мобилизоваться быстрее, чем обычно; большинство испытывает страх перед контрольной работой, в итоге результаты их деятельности хуже, чем на обычном уроке). В связи с этим в спецшколе принято включать в контрольные работы не самые трудные задания, которые дети выполняли при изучении темы или раздела, задания должны быть только такие, которые школьники уже выполняли. Контрольная работа может проводиться по вариантам в зависимости от того, на сколько групп разделил педагог учеников класса. Таких групп, как правило, бывает три основных, а в четвертую входят дети, которые занимаются по индивидуальной программе (но таких может и не быть в классе). Эти варианты имеют разную степень сложности, так как их содержание соотносится с возможностями учеников, составляющих данные группы.
Письменная проверка знаний Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знани ями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее ус пешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы прово дятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний день учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в 1-м классе не проводятся. В 1-м классе, начиная со 2-го полугодия с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих грубыми нарушениями моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т.п. Используя оценку как стимул учебной деятельности, в порядке исключения, ра боты некоторых учеников можно оценивать более высоким баллом.