ПАРАДИГМА ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ А.В.Борцов Отделение научно-медицинской информации
Практикующий врач нуждается в ответах на повседневные клинические вопросы: Болен пациент или здоров? Насколько точен применяемый метод диагностики, велика ли вероятность ошибочного диагноза? Что привело к развитию заболевания? Каков прогноз у данного пациента? Какой метод лечения следует применить и велика ли вероятность успеха?
Традиционная парадигма медицинской практики Врач руководствуется Собственными знаниями и опытом Мнением авторитетных специалистов Сведениями из руководств и учебников Знанием патофизиологических принципов развития заболеваний Сложившимися традиционными подходами к диагностике и лечению
Авторитетные специалисты могут расходиться во мнениях … Авторитетные специалисты могут расходиться во мнениях …
Патогенетически обоснованные методы лечения не всегда эффективны на практике … Патогенетически обоснованные методы лечения не всегда эффективны на практике …
Сведения в руководствах и учебниках к моменту выхода издания в свет успевают существенно устареть … Сведения в руководствах и учебниках к моменту выхода издания в свет успевают существенно устареть …
Традиционные подходы к диагностике и лечению отличаются большим разнообразием … Традиционные подходы к диагностике и лечению отличаются большим разнообразием …
Смена парадигмы Понимание механизмов развития болезни необходимо, но не достаточно для принятия решений в медицине Клинический опыт, навыки, здравый смысл и интересы пациента остаются неотъемлемыми компонентами врачебной практики Каждое решение в медицинской практике должно основываться на научных фактах, строго доказанных в ходе клинических исследований
На рубеже 80-90 гг. ХХ века рост числа клинических исследований и стремление к повышению их качества привели к формированию новой дисциплины – клинической эпидемиологии, разрабатывающей методологические основы, принципы и методы проведения клинических исследований На рубеже 80-90 гг. ХХ века рост числа клинических исследований и стремление к повышению их качества привели к формированию новой дисциплины – клинической эпидемиологии, разрабатывающей методологические основы, принципы и методы проведения клинических исследований
Сейчас в мире издается 40 000 биомедицинских журналов, ежегодно в них публикуется 2 000 000 статей Сейчас в мире издается 40 000 биомедицинских журналов, ежегодно в них публикуется 2 000 000 статей
Методология научного познания (1) Эмпирический путь – знание получают путем проведения эксперимента или наблюдения Теоретический путь – знание получают путем логических построений Теория должна подтверждаться практикой
Методология научного познания (2) Гипотеза – вероятное знание (может быть опровергнута или подтверждена) Научный факт – достоверное знание (получено достаточно доказательств для подтверждения его достоверности)
Методология научного познания (3)
Методология научного познания (3)
Два главных критерия, определяющих «вес» научного факта: Достоверность полученных фактов (Internal validity, methodological quality) – зависит от соответствия плана исследования поставленной цели, от степени учета и минимизации систематических и случайных ошибок в исследовании Обобщаемость результатов (External validity, generalisability) – зависит от критериев включения-исключения, повышается при проведении многоцентровых исследований
Две категории исследований
Две категории изучаемых исходов
Систематическая и случайная ошибки
Источники систематических ошибок и методы борьбы с ними
Никакая обработка данных не в состоянии скорректировать неизвестную систематическую ошибку
Иерархия доказательности видов клинических исследований Рандомизированные клинические испытания Проспективные когортные исследования Исследования типа «случай-контроль» Исследования серий случаев Описания случаев
Рандомизированное клиническое испытание (randomized controlled trial, RCT) Это наиболее близкий к классическому эксперименту вид клинических исследований («золотой стандарт») При правильной организации позволяет свести к минимуму систематические ошибки
Рандомизированное клиническое испытание
Компоненты лечебного эффекта, наблюдаемого врачом Естественная редукция симптомов Желание пациента «помочь» врачу (эффект Готорна) Плацебо-эффект Специфическое лечебное действие
Цель рандомизированного клинического испытания – оценить специфический («биологический») лечебный эффект
Проспективные когортные исследования (cohort studies) Лучший вид клинических исследований для тех случаев, когда эксперимент невозможен (исследование факторов риска, прогноза заболевания)
Проспективное когортное исследование
Источники систематических ошибок в когортных исследованиях На этапе формирования выборки Вследствие миграции пациентов в течение исследования На этапе оценки исходов
Главный недостаток когортных исследований – для изучения редких исходов требуется наблюдение больших групп в течение длительного времени Главный недостаток когортных исследований – для изучения редких исходов требуется наблюдение больших групп в течение длительного времени Фремингемское исследование (США): для установления связи факторов риска (повышенное АД, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, курение, гипертрофия левого желудочка) и риска развития ИБС когорта из 5209 человек наблюдалась в течение 30 лет
Исследования «случай-контроль» (case-control study) Наиболее подходят для изучения редких событий, а также при необходимости получения быстрого результата в исследовании
Исследование «случай-контроль»
Недостатки исследования «случай-контроль» Ретроспективный характер не позволяет достоверно регистрировать временные соотношения между явлениями Возможны погрешности в оценке достоверности воздействия «Искусственный» подбор групп сравнения
Исследование серий случаев (case series) Позволяет изучить закономерности в течении заболевания Главный недостаток – отсутствие группы сравнения
Исследования методов диагностики
Характеристики диагностического метода (1) Чувствительность теста – доля лиц с положительным результатом теста в популяции с изучаемым заболеванием Специфичность теста – доля лиц с отрицательным результатом теста в популяции без данного заболевания
Исследование характеристик диагностического метода
Источники систематических ошибок при исследовании характеристик диагностического метода Отсутствие информации об отрицательных результатах тестов Отсутствие информации о результатах тестирования лиц без заболевания Результаты исследуемого метода диагностики используются при постановке диагноза
Характеристики диагностического метода (2) Прогностическая ценность положительного результата теста – вероятность заболевания при положительном результате теста Прогностическая ценность отрицательного результата – вероятность отсутствия заболевания при отрицательном результате теста
Применение нескольких диагностических тестов Последовательное: А (+) B (+) C (+) Параллельное: А (+) B (+) C (+)
Систематические обзоры (systematic reviews) научные исследования, в которых синтезируются результаты оригинальных клинических исследований
Систематические обзоры Повышают достоверность научных фактов путем увеличения статистической мощности объединенных исследований Дают обобщенную оценку исследований однотипных вмешательств с различающимися результатами Позволяют уменьшить объем информации, предназначенной для конечного пользователя – врача
Этапы составления систематического обзора Поиск всех публикаций по теме обзора Выявление из всех имеющихся публикаций наиболее надежных в плане строгости методики Оценка соответствия статьи заранее установленным критериям качества Объединение результатов исследований: - качественное - количественное - мета-анализ Оценка результатов
Систематическая ошибка вследствие избирательной публикации положительных результатов исследований Систематическая ошибка вследствие избирательной публикации положительных результатов исследований
Цель исследования должна определять выбор плана исследования