ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЕ (антикризисное управление)
Почему необходимо управлять качеством? 1. Повышение стоимости всех видов медицинских услуг. 2. Быстрый рост расходов на содержание больниц. 3. Кризисная ситуация для многих видов стационарной медицинской помощи из-за предельно низкого финансирования ЛПУ в России.
Качество медицинской помощи степень ее соответствия наилучшему научно-прогнозируемому результату
Управление качеством медицинской помощи Организация лечебно-диагностического процесса, позволяющая достичь наилучшего научно-прогнозируемого результата
Модели управления качеством медицинской помощи Профессиональная Отсутствие стандартов В основе оценки качества – личный опыт врача-профессионала Бюрократическая Качество – соответствие стандарту Экспертиза осуществляется отдельной надстройкой в форме контроля (констатация факта) или обеспечения качества
Недостатки бюрократической модели Несовершенство стандартов; Отсутствие пластичности стандартов ; Экспертиза законченных случаев экономически невыгодна и только констатирует факт высокого или низкого качества; Невозможно управлять лечебно-диагностическим процессом (предупреждать нежелательный исход);
Недостатки бюрократической модели Большинство сотрудников не осознает необходимость в контролируемом подходе – маскировка дефектов; Не учитывается мнение исполнителей; Мотивация создается наказанием и материальным стимулированием; Антагонизм в отношениях персонала и администрации.
Индустриальная модель управления Процессный анализ Непрерывное совершенствование обозначенных процессов Всеобщее участие в управлении персонала В основе контроля качества - самоконтроль Стратегическое планирование в области качества
Процессный анализ Медицинская деятельность – заданная последовательная цепочка действий (процессов)
Непрерывное совершенствование процессов Нет жестко регламентированных стандартов Каждое действие персонала анализируется с точки зрения его возможного улучшения в перспективе
Социальное направление внедрения индустриальной модели Политика в области качества Формирование мотивации к качественному труду Вовлечение в управление всего персонала Переход от инспекционного контроля к самоконтролю
Политика в области качества основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
Политика в области качества Вместо фиксированных стандартов – непрерывное совершенствование процессов. Основные направления по улучшению основаны не на интуиции, а на анализе процессов. Руководители учреждения и его подразделений должны иметь точку зрения пациента, владеть статистическим и системным анализом, знать и уважать точку зрения персонала, отказаться от традиционной оценки индивидуального выполнения работы по принципу «начальник всегда прав».
Методы формирования мотивации в структуре индустриальной модели систематическое обучение сотрудников вопросам качества и управлению качеством в медицине; текущее и перспективное профессиональное обучение персонала; целенаправленная поддержка администрацией больницы новаторства и корпоративного сотрудничества методами морального и материального стимулирования; постоянная демонстрация достижений в области качества на собраниях трудовых коллективов.
Медико-технологическое направление Процессный анализ Идентификация процессов Проектирование процессов Измерение процессов Непрерывное совершенствование процессов
Проектирование процессов Проект – модель определенного медицинского вмешательства (это не модель конечного результата, а оптимальная технология его достижения)
Проектирование процессов Цель – выбрать наименее затратный, наименее длительный и наиболее эффективный путь достижения конечного клинического результата
Для чего необходимо проектирование процессов? Для обеспечения максимальной безопасности пациента при выполнении медицинских вмешательств; Для снижения продолжительности диагностики и лечения; Для уменьшения стоимости лечебно-диагностического процесса при сохранении эквивалентного клинического результата.
Клинический путь (clinical pathway, critical pathway) В начале 80-х годов впервые внедрены в медицинском центре Бостона K.Zander С 1995 по 2000гг. часть клиник США и Европы перешли на работу по методу клинических путей (карты лечения) При этом достоверно были снижены стоимость и продолжительность лечения (на 30-50%), увеличена его клиническая результативность
Метод клинических путей Что и в какой последовательности надо сделать – структурный график Кто должен сделать (исполнители конкретной задачи)– сетевой график Когда надо сделать – календарный график работ
Врачи-профессионалы, не сопротивляйтесь внедрению клинических путей!!! «Основной целью клинического пути является не уменьшение роли врача-профессионала, а избавление его от возможных ошибок на этапе лечения, которые в большей своей массе возникают не из-за профессиональной неподготовлен-ности, а из-за несоблюдения строгой последовательности и необходимого минимума исследований и лечебных мероприятий» (Г.И. Назаренко и др., 2001г.)
Элементы клинического пути Вход – пациент с конкретным диагнозом (нозология, форма, стадия или степень тяжести). В один клинический путь можно объединять несколько заболеваний или варианты одного заболевания, если при этом: Одинаковое планируемое время выписки; Сходные объем и последовательность лечебных и диагностических вмешательств; Общие критерии выписки;
Элементы клинического пути Выход – конечный результат, который планируется при выписке (наилучший клинических исход) Планируемое время стационарного лечения Необходимый минимум догоспитального обследования
Элементы клинического пути Инструментальные и лабораторные исследования Консультации специалистов Предоперационная подготовка Характер операции (манипуляции). Двигательная активность Медикаментозное лечение (указывается как назначение, так и отмена препаратов)
Элементы клинического пути Диета Постгоспитальное лечение и реабилитация Прогнозируемые отклонения (осложнения и др.) Мониторирование в контрольных точках (промежуточная оценка эффективности проводимого лечения на определенные сутки от его начала)
Очаговая пневмония