Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.Агафонов Владимир Николаевич
Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.
Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Основные задачи гигиены : Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства;Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов
Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.
Основные законы гигиены «Отрицательные» законы:Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.«Положительные» законы:Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека«Технологический» закон:Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности;б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма
Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин).Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин).Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.
В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды:Метод санитарного описания объектовМетоды углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические.2. Методы изучения реакций живого организма:Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям;Метод клинического наблюдения.3.Методы обработки результатов исследований:Статистические методы;Методы математического моделирования и прогнозирования.4.Специфические методы гигиены:Эпидемиологический метод;Оценка социальной и экономической эффективности;Методы санитарной экспертизы.
Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения.Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций.Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил.Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей.Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия.Проверка эффективности проведенных мероприятий.
Греческий философ и врач Гиппократ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ
Аристотель (IV в. до н.э.). ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности
Клавдий Гален (II в. н.э.) развил учения Гиппократа и Аристотеля и наметил пути дальнейшего развития научного подхода к питанию человека
Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания
В России указания по организации питания мы можем встретить: В Домострое (документ об укладе быта времен Ивана Грозного) – о мытье столовой посуды, хранении продуктов
М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.
А.П.Доброславин (1842—1889) является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов
Ф.Ф.Эрисман (1842—1915) основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно-исследовательский институт.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности
Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора;2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты;3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач;4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий;6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.
Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды
Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации:- регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0;- стационарный – когда сколько рождается , столько и умирает, прироста и убыли нет;- прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.
Особенности социально-демографических показателей в РФ: 1. Дальнейшее снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности.2. Прогрессирующая структура смерти населения: преобладает в ней патология неэпидемическая - сердечно-сосудистой системы, онкология. Распространенность ее в РФ 70-80%. Отмечена тенденция к омоложению этих заболеваний.3. Активизировалась смертность и заболеваемость от инфекционных и паразитарных заболеваний.4. Высокая детская смертность.5. Депопулирующий тип воспроизводства: естественный прирост сменился естественной убылью населения.
Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).
Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Приоритетные технологииСистемы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!