Периоды детского возраста
Ребенок постоянно растет, и его развитие протекает в определенной, закономерной последовательности.Выделение этапов и периодов развития ребенка, имеющих свои анатомо- физиологические особенности, позволяет дифференцированно подходить к ребенку.Традиционно выделяют:внутриутробный (пренатальный) ивнеутробный (постнатальный) этапы развития.
Внутриутробный этап развития (от момента зачатия до рождения – 40 недель) А) Начальный (концептус) – первые 2 недели 3-7 часовпосле эякуляции Морула – 4-й день 10 днейбеременности 2 неделибеременности Основные события этого периода – оплодотворение, дробление, имплантация.
Б) Эмбриональный (зародышевый) – 3-8 недель Основные события этого периода.Этот период отличается высокими темпами дифференцировки тканей. К его окончанию бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем.Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела – 5 см.
В) Фетальный (плодный) - до конца беременности Основные события этого периода.12 неделя – система кровообращения плода достигает окончательного развития. Отчетливыми становятся признаки пола. Функционирует нормобластический тип кроветворения.18 неделя –появляется хватательный рефлекс, а затем – дыхательные движения.28 неделя – устанавливается костномозговое кроветворение вместо печеночного, появляются сосательные движения.
Внеутробный (постнатальный) этап развитияПериод новорожденности (с момента рождения до 4 недель жизни).Грудной возраст (от 29 дня до конца 1 года жизни).Преддошкольный возраст ( с 1 года до 3 лет).Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).Младший школьный возраст ( 7-11 лет).Старший школьный, или подростковый, возраст ( с 12 до 17-18 лет).
Период новорожденности (с момента рождения до 4 недель жизни) Основные события периода новорожденности.Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем.Адаптационные реакции к новым условиям жизни проявляются «пограничными состояниями» в периоде новорожденности:Транзиторные изменения кожных покровов - родовая опухоль, простая эритема, milia, физиологическое шелушение кожи.Гормональный половой криз – нагрубание молочных желез, метроррагии у девочек.3. Транзиторная гипербилирубинемия.4. Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия.
Основные события периода новорожденности (продолжение).5. Транзиторные особенности метаболизма – транзиторные ацидоз, гипогликемия, гипокальциемия, гипомагниемия, транзиторная потеря первоначальной массы тела.6. Транзиторные нарушения теплового обмена – транзиторные гипотермия и гипертермия.7. Транзиторные особенности функции почек- транзиторная олигурия, протеинурия, мочекислый инфаркт почек.8. Транзиторные изменения кровообращения - снижение (нормализация) давления в легочной артерии, начинает закрываться артериальный проток, функционально закрывается овальное окно, пупочные артерии перестают фукционировать, венозный (аранциев) проток закрывается на 2 неделе жизни, полицитемия и увеличение границ сердца.
Заболевания (состояния), свойственные периодуноворожденности Асфиксия и ее последствия, родовая акушерская травма (переломы ключицы, кефалогематома и др.), врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и другие гипербилирубинемии. Гнойно- септические заболевания – омфалит, пиодермии, пузырчатка, флегмона новорожденных, гнойный мастит, сепсис.Пневмопатии. Врожденные деформации опорно-двигательного аппарата: 1) врожденный вывих бедра 2) врожденная косолапость 3) кривошеяХромосомные болезни: 1) болезнь Дауна 2) синдром Шерешевского-ТернераГенные болезни: 1) фенилкетонурия.
Грудной возраст (от 29 дня до конца 1 года жизни) Основные события периода грудного возраста.1. За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое.2. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека.3. Происходят процессы дифференцировки тканей, наиболее значимые в нервной системе.4. Появляются и совершенствуются моторные функции:А). в 1,5 года ребенок начинает держать голову.Б). в 6-7 месяцев начинает сидеть.В). в 6 месяцев появляются первые зубы. И к концу году их бывает восемь.
Основные события периода грудного возраста (продолжение).5. Интенсивно развивается психика ребенка:А) с первого месяца ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах.Б) к концу второго месяца следит за движением предмета.В) после 2-3 месяцев появляется дифференцированное восприятие предметов.Г) формирование к 6 месяцам речевой функции (произносит отдельные слоги).Д) к концу первого года произносит первые слова.
Заболевания (состояния) , свойственные периодугрудного возраста Первое место в грудном (младенческом) возрасте занимают заболевания, возникающие в связи с дефектами питания, режима, окружающей среды.Это рахит, анемия, гипотрофия. Далее следуют ОРВИ, острые расстройства пищеварения и кишечные инфекции, в том числе и обусловленные условно-патогенной микрофлорой. Наблюдаются различные проявления аномалий конституции (экссудативно-катаральный, нервно-артритический диатез и др.), а также последствия перинатальной патологии (энцефалопатия, детский церебральный паралич, врожденная гипотрофия, гнойно-септические процессы и др.).
Преддошкольный возраст ( с 1 года до 3 лет) Основные события этого периода.1. Постепенно замедляются темпы прибавки массы и длины тела.2. К 2 годам завершается прорезывание 20 молочных зубов.3. К концу 3 года дети говорят длинными фразами, рассуждают.4. Расширяются двигательные возможности – от ходьбы до бега,лазания и прыжков.5. Начинают проявляться индивидуальные черты характера.
Заболевания, свойственные преддошкольному периодудетстваI. Болезни пищеварительного аппарата.II. ОРЗ, инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.III. Отравления лекарствами.IV. Заболевания нервной системы: ДЦП.V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.VI. Инородные тела в носу, ухе, легких, желудке и кишечнике.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Основные события этого периода.1. Расширяются контакты ребенка с внешним миром.2. Происходит первое физиологическое вытяжениев длину.Начинается смена молочных зубов на постоянные.Идет быстрое нарастание объема внимания.В это время дети начинают посещать детский сад.Появляются различия в поведении мальчиков и девочек.7. Наибольшая активность принадлежит гормонам щитовидной железы и соматотропному гормону.
Заболевания, свойственные дошкольному возрасту Сохраняется высокая заболеваемость ОРВИ.Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми). Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых). Заболевания нервной системы (энурез).
Младший школьный возраст ( 7-11 лет) Основные события этого периода.Завершена структурная дифференцировка тканей.Происходит полная замена молочных зубов на постоянные.К 12 годам заканчивается формирование нервной системы.Физиологические параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем приближаются к таковым у взрослых.Возрастают функциональные и адаптационные возможностиребенка.Начинается постепенное развитие репродуктивной сферы.
Заболевания, свойственные младшему школьному возрасту Основными проблемами в состоянии здоровья являются нарушения осанки и зрения, возникновение функциональных нарушений нервной системы (неврозы, невропатии). В силу плохой разобщенности и перегруженности помещений возникают вспышки респираторных инфекций, гриппа, детских инфекций - паротит, краснуха, скарлатина.Часто обнаруживают очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит).Наиболее распространенная патология в этом возрасте — заболевания пищеварительной системы (гастриты, гастродуодениты, дискинезии желчного пузыря и кишечника). Травматизм (выходит на 1 место, 25-45% составляют травмы черепа).
Старший школьный, или подростковый, возраст ( с 12 до 17-18 лет) Основные события этого периода.впадает с половым созреванием.Созревает репродуктивная система.Происходит интенсивная половая дифференцировка.Быстро увеличиваются размеры тела.Неодновременный «ростовой скачок» у мальчиков и девочек.Значительно повышается мышечная сила и работоспособность.Физическое и половое развитие происходит быстрее интеллектуального развития.
Заболевания, свойственные подростковому периоду Часто встречаются:А) функциональные расстройства сердечно- сосудистой и вегетативнойНервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония»),Б) расстройства питания (тучность, дистрофия),В) заболевания ЖКТ (гастрит, язвенная болезнь)Г) дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.),Д) эндокринопатии,Е) обострения инфекционно- алергических заболеваний).