РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Маршалова Г.И.МОУ гимназия №1 г. Балашова
Что такое рефлексия? Слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio» – обращение назад. Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания (С.И. Ожегов. Словарь Русского языка).
В современной педагогике под рефлексией понимают: осознание смысла и способа собственной деятельности,объективная оценка своих результатов,обнаружение проблем.
Рефлексия осуществляется не тольков конце урока, но и на любом его этапе. Цели рефлексии:сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Этапы урока: в начале урока в конце деятельностиПриёмы:
Фразы из рефлексивного экрана: Было интересно…Меня удивило…Материал урока мне был…Мне больше всего удалось…Моё настроение…Могу похвалить своих одноклассников…
Рефлексия деятельности Этапы урока: проверка домашнего задания защита проектных работ в конце урокаПриёмы:
Фразы из рефлексивного экрана: У меня получилось…Я научился…Сегодня на уроке я смог…Урок дал мне для жизни…За урок я…
Рефлексия содержанияучебного материала Этапы урока: изучение учебного материалаПриёмы: дерево целей я не знал… теперь я знаю…
Фразы из рефлексивного экрана: Сегодня я узнал…Я выполнял задания…Теперь я могу…Я научился…Для меня было открытием то, что…Мне показалось важным…
Приёмы проведения рефлексии «Плюс – минус – интересно»«П» записывается всё, что понравилось на уроке«М» записывается всё, что не понравилось на уроке«И» учащиеся записывают все любопытные факты«Ответьте на вопросы»Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где? «Комплимент» Комплимент-похвала Комплимент в чувствах Комплимент деловым качествам
Формы рефлексии Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя)
Способы обучения рефлексии Устное обсуждение.Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.Письменное анкетирование.
Цели развития рефлексии выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию; развитие оценочной деятельности одноклассников; выявление самооценки детей; выделение детьми критериев оценки;развитие умений оценивать по критериям;выявление причин для преодоления имеющихся трудностей;
Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Образовательный эффект рефлексии Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
Спасибо за внимание!Успехов!
Рефлексия «Ресторан» «Я съел бы еще этого…» «Больше всего мне понравилось…» «Я почти переварил…» «Пожалуйста, добавьте…»