1. Аспекты реализации компетентностного подхода в образовании.1. Аспекты реализации компетентностного подхода в образовании.2. Профессиональная компетентность.
…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»)
Подходы к образованиюПодход – совокупность взглядов и идей, реализуемых в теории и практике.Системный;Деятельностный;Личностно-ориентированный;Культурологический;Диалогический; Компетентностный и др.
Компетентностный подход в официальных документахДекларация Болонского процесса; «Стратегия модернизации содержания общего образования»Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг.
подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов;подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов;подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях;подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образования.
«… это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые» (Иванов Д.А.).«… это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые» (Иванов Д.А.).
Компетенция? Компетентность?
Что такое компетентность?- это умение (способность) человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем; Компетентность:объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования; формирует содержание образования «от результата» («стандарт на выходе»); имеет интегративную природу, ибо вбирает в себя ряд близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
Признаки компетентности:интегральная характеристика;деятельностный характер;осуществление выбора;творческое решение;личностное отношение.
Ключевых компетентностей;Ключевых компетентностей;Совершенствование общеучебных умений и навыков (стандарт)Обобщенных предметных умений;Прикладных предметных умений;Жизненных навыков.(Академия ПК и ПП РО)
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
Ключевые компетентности многофункциональны. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях; Ключевые компетентности многофункциональны. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях; Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (роли гражданина, избирателя, потребителя);Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;Компетентность в бытовой сфере;Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
относящиеся к самому человеку как к личности, как к субъекту деятельности, общения;относящиеся к самому человеку как к личности, как к субъекту деятельности, общения;относящиеся к деятельности человека;относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
(Совет Европы, 1996) (3)политические и социальные;межкультурные;коммуникативные;информационные;когнитивные (способность учиться).
Способность принимать ответственность;Способность принимать ответственность;Участвовать в принятии групповых решений;Разрешать конфликты ненасильственно ;Участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования; Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования; Умение пользоваться системой Интернет.
Обладание информационным ресурсом;Обладание информационным ресурсом;Владение информационными технологиями;Критичное отношение к полученной информации.
Компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе, толерантность;Компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе, толерантность;Принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий.
Способность учиться на протяжении жизни - основа непрерывного обучения в контексте как профессиональной, так и социальной (в т.ч. личной) жизни.Способность учиться на протяжении жизни - основа непрерывного обучения в контексте как профессиональной, так и социальной (в т.ч. личной) жизни.
Познавательная деятельность (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование и др. методы; определение структуры объекта познания, выделение значимых частей и установление взаимосвязей; определение адекватных способов решения учебной задачи на основе алгоритмов; творческое решение учебных и практических задач и др.);Познавательная деятельность (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование и др. методы; определение структуры объекта познания, выделение значимых частей и установление взаимосвязей; определение адекватных способов решения учебной задачи на основе алгоритмов; творческое решение учебных и практических задач и др.);Информационно-коммуникативная деятельность (владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, перефразировать мысль, использовать различные источники информации и т.д.);Рефлексивная деятельность (самостоятельная организация учебной деятельности – постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и т.д.).
Например,Например,умение решать классы задач (физика); понимание иноязычной речи (ин. язык);оценка произведений искусства (музыка, изобразительное искусство);умение интерпретировать таблицы и диаграммы (математика) и др.
Например, Например, умение считать деньги;пользоваться мобильным телефоном;применять препараты бытовой химии;заполнять налоговую декларацию;составлять резюме, заявление и др.
Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, включает их в себя, но не сводится к их сумме.Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, включает их в себя, но не сводится к их сумме.Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.Понятие компетентности включает не только результаты обучения (знания и умения), но и систему ценностных ориентаций, привычки и др.
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Анализа отечественного и мирового опыта в реализации компетентностного подхода.Анализа отечественного и мирового опыта в реализации компетентностного подхода.Анализа соотношения между компетентностным подходом и традиционными принципами построения содержания образования в российской школе.Разработки списка ключевых компетенций и рекомендаций по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале.Интерпретации существующего содержания общего образования в деятельностной форме, с учетом ключевых компетенций, включаемых в содержание образования.Разработки методов и содержания оценки учебных достижений в деятельностной ориентации с учетом ключевых компетентностей.
Некоторые принципы организации образовательного процессаМежпредметные связи и выход за рамки предмета;Опора на уже имеющиеся у школьников знания и опыт;Самостоятельная деятельность и личная ответственность;Обеспечение успешности обучения и обратной связи.
Что такое профессиональная компетентность?… интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием:
Слагаемые профессиональной компетентности педагога
Базовые компетентности:Концептуальная - способность понимать теоретические основы профессионально-педагогической деятельности, владение основными общими подходами, философией и методологией педагогики;
Инструментальная – владение основными педагогическими методами и приемами;Инструментальная – владение основными педагогическими методами и приемами;Контекстуальная – способность понимать социальную, культурную, организационную среду, в которой осуществляется профессиональная педагогическая деятельность; особенности проявления индивидуальности каждого человека в педагогическом процессе в целях осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;
Интегративная – способность сочетать теорию с практикой при решении различных педагогических проблем;Интегративная – способность сочетать теорию с практикой при решении различных педагогических проблем;Ценностно-этическая – принятие норм и ценностных установок педагогической работы, ее гуманистической направленности, социальной ответственности, значимости педагогической деятельности для развития общества, развития человека;
Адаптивная – это умение предвидеть противоречивость педагогических процессов, характер возможных социально-педагогических изменений, разнообразие развития ситуаций, неоднозначность событий и поведения людей и заранее быть к ним готовым;Адаптивная – это умение предвидеть противоречивость педагогических процессов, характер возможных социально-педагогических изменений, разнообразие развития ситуаций, неоднозначность событий и поведения людей и заранее быть к ним готовым;Коммуникативная – это способность эффективно использовать современные информационные потоки в педагогической деятельности, вести диалогическое общение в разнообразных социально-педагогических позициях, воспринимать и понимать различных людей, их самобытность, позиции, мнения.
Специальные компетентности:отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности;реализуют ключевые и базовые компетентности в области учебного предмета, в конкретной области профессиональной деятельности.
Развитие профессиональной компетентности: бессознательная некомпетентность(«Я не знаю, что я не знаю») ;сознательная некомпетентность(«Я знаю, что я не знаю» ) ;сознательная компетентность(«Я знаю, что я знаю») ;бессознательная компетентность(уровень мастерства )