Приемы развития критического мышленияВыполнила учитель математики МКОУ ВСОШ №2 Зайцева В.В.
Признаки критического мышления: Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решитьВ-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Цель применения технологии развития критического мышления Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМ: Формирует самостоятельное мышление.Вооружает методами и способами самостоятельной работы.Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса
Некоторые правила технологии РМК: 1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.3. Исследуйте факты, доказательства.4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
1.Приёмы постановки вопросов:1.”Толстый” и “тонкий” вопрос.( этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.Толстый.Объясните почему….?Почему вы думаете….?Предположите, что будет если…?В чём различие…?Почему вы считаете….?Тонкий.Кто..? Что…? Когда…?Может…? Мог ли…?Было ли…? Будет…?Согласны ли вы…?Верно ли…?
2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте.(разметка текста). - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.
4.1.“Ромашка” Блума. ( как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.
2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
Линейная, квадратичная степенная Вид функцииОбласть определенияОбласть значенийВозрастаниеУбываниеУ>0Y<0ЧетностьНули функции
Список литературы: М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.Ю.Н.Кулюткина. Е.Б. Спасская. Образовательные технологии. КАРО СПб 2001.О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.