Методика обучения решению простых задач
Этапы работы над задачейПодготовительную работу к решению задач;Ознакомление с решением задач;Закрепление умения решать задачи.
Подготовительная работа: Связи операций над множествами с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл арифметических действий. Связи отношений «больше» и «меньше» (на сколько единиц и в несколько раз) с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл выражений «больше на…», «больше в … раз», «меньше на…», «меньше в … раз». Связи между компонентами и результатами арифметических действий, то есть правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известному результату и другому компоненту. Связи между данными величинами, находящихся в прямо или обратно пропорциональной зависимости, и соответствующими арифметическими действиями.
Ознакомление с решением задач:1 этап – ознакомление с содержанием задачи;2 этап – поиск решения задачи;3 этап – выполнение решения задачи;4 этап – проверка решения задачи.
На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?»
методические приёмы, позволяющие показать учащимся разные способы решения задачи на уроке в начальной школе:пояснение готовых способов решения задачи2.разъяснение плана решения задачи 3.прием соотнесения пояснения с решением4.продолжение начатого способа решения 5.нахождение «ложного» способа решения 6. решение задачи с использованием записи-подсказки7. решение задачи с использованием записи-подсказки
Методические приемы:Выбор схемыВыбор вопросовВыбор выраженийВыбор условия к данному вопросуВыбор данныхИзменение текста задачи в соответствии с данным решениемПостановка вопроса, соответствующего данной схеме Объяснение выражений, составленных по данному условиювыбор правильного решенияпреобразование условия и вопросаСравнение текстов задач
Упражнения по составлению и преобразованию задач, способствующие эффективному использованию методических приемов:Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Составление условия задачи по данному вопросу. Подбор числовых данных.Составление задач по аналогии. Составление обратных задач. Составление задач по их иллюстрациям. Составление задач по данному решению.
ПамяткаВ задаче дано (говорится, что…)…Спрашивается…Рассуждаю (ребенок может выбрать способ рассуждения сам):а) от данных к искомой величине (перфокарта 1);б) от искомого к данным (перфокарта 2);Решаю.Проверяю. Перфокарта №1Зная, что красных шаров 7, а синих – на 3 больше.Я могу узнать: синие шары – 7+3.А чтобы узнать количество синих и красных шаров вместе, надо к красным шарам (7 штук) прибавить синие (10 штук). 7+10=17Проверяю: 17-7=10, 10-7=3Перфокарта №2Для ответа на вопрос надо знать:а) количество красных шаров.б) количество синих шаров.В задаче известно: красных шаров – 7 штук.Неизвестно: количество красных шаров.Но сказано, что их на 3 штуки больше (7+3).Значит, сначала узнаю количество синих шаров: 7+3=10 шт.Затем узнаю количество красных и синих шаров вместе: 7+10=17 шт.Проверяю: 17-7=10, 10-7=3