ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ общая характеристика
ЦЕЛИ УРОКА : обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.
Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева».
Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: Последовательное изменение атомных радиусов. Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.
Проверь себя(работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K; д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.
ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником)
Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом:а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________
Проверь себя (самостоятельная работа ) Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ………………………............................................
Соединения щелочных металлов
Соединения щелочных металлов
Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени
ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ) Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли:
Домашнее задание: § 11. упр. №5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.