«Проектный метод в обучении учащихся». Сагитова М.М. учитель истории ФОСОШ № 1
Эпиграф «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Конфуций.
Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться. Актуальность темы
ПРОЕКТ – ЭТО… (работа в группах)
Что такое проект? ПРОЕКТ роблема азнообразные способы её решения сновополагающий вопрос динство целей и задач онкретные результаты исследования ворческий подход
Алгоритм создания проекта Проблема Тема проекта Основополагающий вопрос Проблемный вопрос Гипотезы решения проблемы Цель исследования Проведение исследования Составление плана Выбор методов Оформление результатов Защита проекта
Проектная технология формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; нацелена на развитие познавательного интереса обучающихся; способствует реализации принципа связи обучения с жизнью.
Проектная технология – метод развивающего обучения повышает престиж знаний, общую культуру детей, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи; воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других классов, школ, районов, регионов.
Основоположник метода Джон Дьюи (1859-1952 ) – американский педагог, психолог, философ «Проект» - в переводе «взгляд, брошенный вперед»
Структура учебного проекта Шаг первый. Объединение в группы, выбор ведущего в группе. Выбор темы проекта, обсуждение проектной идеи. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической, выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.
Структура учебного проекта Шаг второй. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важным является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Структура учебного проекта Шаг третий. Каждый проект требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск и сбор информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Структура учебного проекта Шаг четвертый. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. На этом этапе ведется работа над продуктом – его изготовление и оформление продукта. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Структура учебного проекта Шаг пятый. Подготовленный продукт должен быть представлен, и представлен убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
ПРОЕКТ - ПУТЬ 5 «П» Постановка проблемы. Поиск информации по заданной теме. Планирование и применение для решения проблемы знаний и умений. Продукт как реальный результат поисковой, исследовательской или творческой деятельности. Презентация, подведение итогов работы.
Структура учебного проекта Шестое «П» проекта – его «Портфолио», т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, дневные планы, отчеты и др.). Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
краткосрочные (1-2 недели) По длительности проекты делятся на: долгосрочные (от нескольких месяцев до 1 года и даже 2-3 лет) средней продолжительности (от 2-х недель до месяца)
По признаку предметно – содержательной области внутрипредметные (монопредметные) межпредметные надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
По количеству участников индивидуальные (выполняются 1 учеником) парные фронтальные (выполняются группой учащихся свыше 10 человек) групповые (выполняются группой учащихся до 10 человек)
Творческие задания (работа в группах)
1 группа Тема Профилактика ЗОЖ
2 группа – Тема – Агитация молодежи в участии в выборах
3 группа – Тема: «Как бороться с бесоницей?»
ТИПЫ ПРОЕКТОВ Основной целью практико-ориентированного проекта является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Например, учебное пособие для кабинета, пакет рекомендаций по восстановлению чего-либо и т.д. Необходимо оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Типы проектов Главная цель исследовательского проекта –выдвижение и проверка гипотезы. По структуре напоминает научное исследование, т.к. включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Типы проектов Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта может быть презентация, публикация в СМИ, выпуск школьной газеты и т.д.
Типы проектов Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта может быть презентация, публикация в СМИ, выпуск школьной газеты и т.д. Телекоммуникационный проект – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Типы проектов Творческий проект – центром проекта является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или прикладного искусства и т.д. Ролевой проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Архив материалов 603833.7z7-Zip Создание и благоустройство экологической тропы по урочищу Амангельды Работа, представленная на фестиваль Руководители и авторы проекта: учитель географии и биологии Анаисова Людмила Валентиновна, Журавский Дима, Степаненко Ангелина, учитель истории Сагитова Маржан Маратовна.
2012 – 2013 уч. год: Степаненко А – Лауреат международного конкурса учебных проектов “Портфолио ученика” г. Москва 2013 – 2014 уч. год: Журавский Д, Кульниязова А, Аверина С – Номинанты международного конкурса учебных проектов “Портфолио ученика”г. Москва 2014-2015 уч. год: Бражник С – сертификат междуконкурса исследовательских проектов «Салют, Победа!», Астана, 2015 г Степаненко А , диплом II степени, победитель Республиканского конкурса научно – исследовательских проектов, Уральск 2014 г Степаненко Ангелина, Аверина Александра, районный конкурс научно – исследовательских проектов – I место, Федоровка 2015 г 2015-2016 уч. год. Фельдман Екатерина, Аккереева Лунара, диплом I степени, победители Республиканского дистанционного конкурса проектов «Биография семьи в истории народа», Астана 2015 г Торемуратов Радмир, Рамазанов Бахтияр, диплом II степени, победители Республиканского дистанционного конкурса проектов «Биография семьи в истории народа», Астана 2015 г Результаты проектной деятельности в обучении учащихся
Спасибо за внимание! Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. (Л. Толстой)