ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Становление философии истории мифологическая история. Преобладало настоящее мгновение. Время не знает глубины, все события изображены в одной плоскости. Время растяжимо и обратимо, Боги могут все.
Античная философия Осмысление хода истории,как проявления рока,предопределяющего судьбу.«История» (др.- греч. «исследование, изыскание»)
Геродот (484 до н.э. — 426 до н. э.) Первый историк, названный Цицероном «отцом истории». Труд Геродота - история Греко-персидских войн. история может быть только политической или военной; государство состоит из активного меньшинства и пассивного большинства, в истории народа заложена некая конечная, постепенно реализующаяся тайна.
Фукидид (460-400 до н. э.) древнегреческий историк Автор «Истории» (в 8 кн.) — труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н. э.); родоначальник научной историографии, основанной на рациональных методах. понимание истории как событийной, в которой отражается борьба за власть и влияние в государстве и борьба государства за господство. война — наиболее благодарная тема для писания истории.
Римский историк Полибий (200 — 120 до н. э.) «История» - история Греции, Македонии, М. Азии, Рима и других стран; из 40 книг сохранились полностью первые 5, остальные — во фрагментахновый тип историографии — всеобщей истории. в центре внимания динамизм политических сил. анализировал следующие вопросы: чем определяется сила одного государства и слабость другого, какова связь между внутренним и внешним в истории государства и т.д.
Христианская философия средневековья внесение в историю некоторого морального начала, божественной сущности, которое трансформировалось в абсолютный дух или мировой разум.
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354-430) Главный представитель западной патристики. Родоначальник философии историинайдена морально-религиозная закономерность : конечное торжество Добра над мировым Злом. сформулировал три основных принципа философии истории, ставших классическими.
о единстве судеб человечества в истории - понятие всемирно-исторического процесса.о единстве – целостности и преемственности исторического процесса во времени - последовательное осуществление высшего замысла.об исторической ответственности человека, выбор и действия которого влияют на качество исторического процесса.
Итальянский мыслитель Вико Джамбатисто (1668-1744) книга «Новая наука» рассматривала историю как процесс, в котором люди создают системы языков, нравов, законов, правительств и т.д. История - процесс возникновения и развития человеческих обществ и их институтов. Периоды в истории имеют общие черты, оказываются тождественными по своей природе. Циклическое движение истории по спирали.
«Героические» эпохи: господство военной аристократии, сельскохозяйственное производство, эпическая поэзия, мораль, основанная на идее личной доблести и верности, и т.д.Классические эпохи:мысль превалирует над воображением, промышленность над сельским хозяйством, а мораль, основанная на мире, над моралью, основанной на войне.
18 век Просвещения философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии, три вопроса:о связи человеческого сознания с социокультурной средойо возможности соучастия человеческого сознания в процессе исторических измененийо потенциальной возможности построения универсального человеческого общества
Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель. термин философия истории историк просто описывает исторические события, а задача философии истории – истолкование исторического процесса в целом.
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (25 августа 1744 — 18 декабря 1803), немецкий философ позднего Просвещения «Идеи к философии истории человечества» - версия естественного исторического развития природы и человеческой культуры. история есть осуществление «гуманности».
Процесс мирового развития. ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к сверхчувственной «мировой душе».
человек - свободная и разумная сущность - вершина сотворенной божественным духом природы. воздействия внешних факторов - «климат»достаточно для понимания истории ответить на вопрос «почему?», а не «для чего?». признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы — стремление к созиданию общества. считает культуру сплачивающей силой общества, внутренней сущностью которой является язык.
Г.Гегель (1770-1831) В «Лекциях по философии истории» разделил всю историографию на три группы: Первоначальная историяРефлективная историяФилософия истории
Первоначальная история описание событий, участниками которых историки являлись.
Рефлективная история взгляд со стороны, в нее входит: всеобщая история – история народа, страны или мира прагматическая история, которая описывает прошлое в ракурсе проблем настоящегокритическая история, являющаяся критическим анализом исторических трудов
Философия истории излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерности мирового исторического процесса.
Философия истории раздел философии, связанный с постижением смысла, закономерностей и направленностью исторического процесса.
Философия истории рассматривает проблемы закономерностей исторического процесса единства и многообразия исторического процессапроблемы смысла и цели истории вопрос о культуре и цивилизации о социальном прогрессепроблемы детерминизма и периодизации историипроблемы методологии и специфики исторического познания
Функции философии истории Онтологическая - осмысление исторического бытия.Эпистемологическая (гр. эпистема знание) - проблемы исторического познания.Аксиологическая (аксиос гр. ценный) - судит об истории, опираясь на некоторый идеал.Прогностическая - предсказывает дальнейшее развитие истории.