«Применение ИКТ на уроках» Коноводова Н.А., методист Краснодонского городского методического кабинета 5informatika.net
* информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Применение ИКТ на уроках реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении школьных предметов ,позволяют давать наиважнейшие понятия на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами. * Принцип ИКТ
* Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы; организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе; увеличение наглядности при рассмотрении новой темы; облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ. * Задачи использования ИКТ :
наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала; владение учителем основами информационно-коммуникационных технологий; смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта; владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности. * Необходимые условия для применения ИКТ на уроках:
подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов. * Способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
Microsoft Word Microsoft Excel Microsoft PowerPoint Windows Movie Maker Internet Explorer, Opera,Mozilla FireFox Программно-педагогические средства * Необходимые компьютерные программы:
представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.; контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях. * Дидактические возможности ИКТ :
Тематическое планирование уроков Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету. Освоение и использование новых технических средств обучения Уроки Внеклассные мероприятия Проектная и творческая работа учащихся Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов. Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся. Обобщение педагогического опыта на различных уровнях. * Направления использования компьютерных технологий учителем
Комбинированный урок: использование проектора, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet 2. Урок изучения нового материала: Использование проектора, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet 3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков: Использование обучающе-контролирующих программ * Применение компьютерных технологий на уроках различных типов
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Использование программ с тестовыми системами. 6. Урок лекция. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные фотографии и рисунки, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. *
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме: при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор; при работе над ошибками. * Компьютер на уроке ОБЖ может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме: при закреплении; при тренировке; при повторении; при контроле и т.д. 3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме: в исследовательской деятельности; в проектной деятельности учащихся. *
1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий; 2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением; 3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций (для учителей и учащихся); 4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение. * Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков:
улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий; изменения в методах и организационных формах работы учащихся; готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде; формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни); * Ожидаемые результаты:
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Использование ИКТ дает возможность учителю вносить в учебно-воспитательный процесс новые разнообразные формы и методы обучения, что делает уроки и внеурочные мероприятия информационно-насыщенными, яркими, интересным. * ВЫВОД