Передовой педагогический опыт по теме «Использование инновационного курса геометрии в образовательном процессе как средство развития у учащихся пространственного видения окружающего мира» Камериной Елены Борисовны учитель школы № 97 Ленинского района г. Нижнего Новгорода 2008 г. 900igr.net
«Пусть учащийся прогуливается в огромном саду геометрии, в котором каждый может подобрать себе такой букет, который ему нравится» Д. Гильберт (1862-1943)
«Математика служит потребностям ученика, а не наоборот, не потому ее изучают, что математика существует две тысячи лет. Мы перешли от концепции «вся математика для всех» сначала к «математике для всех», а сейчас – к «математике для каждого», когда человек может выбрать из предмета то, что ему интересно». Проф. Г. Дорофеев Функции образования: Обучающая Развивающая Воспитательная
Структура проекта исследовать психолого-педагогический и исторический аспекты; разработать содержание и методику взаимного изучения плоских и пространственных фигур в 7-9 классах; проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Актуальность и перспективность В основу концепции курса положены взгляды крупнейшего геометра – академика А.Д. Александрова (1912-1999). Геометрическое образование Пространственное воображение Логическое мышление Практическое понимание
Геометрия закладывает: Основы понимания прекрасного в разнообразной человеческой деятельности; Интеллектуальное развитие школьника; Логическую культуру; Развитие пространственного воображения; Сведения прикладного характера; Информационную культуру; Накопление нравственного потенциала; Развитие индивидуальных способностей и интересов учащихся.
Перспектива создать УМК нового поколения; переиздать выпущенные пособия; разработать новые «рабочие» и нестандартные уроки; продолжать в учебниках начальной школы помещать геометрический материал с рассмотрением фигур в пространстве; уделять внимание в новых УМК межпредметным связям геометрии с курсами черчения, химии, физики, географии.
«Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл заключается в том, чтобы самому в это верить». М. Ксикзентмихали Мой опыт способствует: 1)оптимизации учебно-воспитательного процесса; 2)изысканию мотивации; 3)поиску наиболее активных форм обучения; 4)увлеченности; 5)расширению диагностических возможностей; 6)заинтересованности в полном, гармоничном развитии личности учащихся.
Теоретическая база опыта Педагогика – наука об искусстве сотрудничества. Развитие – ключевое слово педагогического процесса. Задача учителя – научить школьников учиться.
Пространственное мышление органически «вплетается» в структуру теоретического мышления, оперирует образами, воспроизводит и преобразует пространственные свойства и отношения объектов: топологические (компактность, замкнутость, связность, непрерывность и т.п.); порядковые (больше – меньше, ближе – дальше, часть – целое, пересекаться – не пересекаться, направление движения, форма, конструкция и т.д.); метрические (мысленные повороты, параллельные переносы, симметрии и т.д., а также всевозможные композиции указанных преобразований); проективные (проецирование фигуры на изображение и наоборот, установление состояния между ними).
В начальной школе внедряются учебники нового поколения Во всех учебниках предусматривается знакомство с элементами геометрических знаний
Геометрический материал в 5 – 6 классах призван Развивать общие геометрические представления; Подготовить к дальнейшему систематическому изучению геометрии; Призван показать роль геометрических знаний в познании мира.
Выход в пространство прививает школьнику навыки проведения логических рассуждений и развивает пространственные представления и воображение.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, но есть немало настоящих профессионалов. Они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Технология опыта
Я в своей педагогической деятельности учитываю: Психологические особенности; Эмоциональный настрой; Творческую деятельность; Уровень сформированности знаний и умений, обязательных для каждого; Умение обобщать, абстрагировать, конкретизировать свойства изучаемых объектов; Развитие самоконтроля; Умение рассуждать и доказывать; Воспитание воли и настойчивости; Воспитание ответственного отношения к учебному труду; Воспитание уважительного отношения к сверстникам и к старшим.
Экспериментальная площадка по теме «Апробация УМК по геометрии по учебнику А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот, 7-9 класс. Экспериментальная площадка открыта НИРО г. Н.Новгорода, кафедрой теории и методики обучения математики, под руководством доцента кафедры кпм М.А. Мичасовой.
В основу учебного материала положены взгляды крупнейшего геометра – академика А.Д. Александрова (1912-1999)
Геометрическое образование базируется на трех составляющих: -пространственное воображение, -логическое мышление, -практическое понимание.
В учебных пособиях представлены систематическое изложение планиметрии и наглядная стереометрия. Трехлетний курс геометрии излагается традиционным методом. Однако при этом планиметрия и стереометрия изучаются одновременно. Стереометрия изучается пропедевтически.
Курс геометрии каждого класса обладает своей спецификой: 7 класс – это геометрия построений, (строительная геометрия); 8 класс – это геометрия вычислений, (вычислительная геометрия, геометрия формул); 9 класс – это послеевклидова геометрия, (векторы, координаты, преобразования).
Цель эксперимента – апробация и выявление особенностей преподавания геометрии (развитие пространственного видения и познавательных интересов в курсе геометрии) при использовании УМК в образовательном процессе, определение условий совершенствования пособий, разработка рекомендаций по их усовершенствованию. Задачи: 1. Выявление образовательного потенциала учебного пособия. 2. Выработка определенных рекомендаций по доработке апробируемого учебника геометрии. 3. Статистическая обработка и сопоставление полученных данных в целях принятия экспериментального решения. 4. Составление методических рекомендаций по работе с УМК.
План работы и его реализация: Выявление уровня знаний учащихся на начало и конец учебного года. Разработка поурочно - тематического планирования. Разработка и составление контроля (к/р, с/р, тесты, анкеты). Промежуточный контроль усвоения знаний и умений по разделам. Итоговое тестирование.
Прогнозирование получения итоговой оценки по окончанию изучения геометрии в 9 классе самими учениками
Мониторинги
Мониторинги
Результаты тестирования по геометрии. 9 класс.
Практическая значимость Опыт имеет следующие компоненты адресной направленности: Разработаны серии уроков по геометрии 7-9 класса по программе А.Л. Вернера, В.И. Рыжика, Т.Г. Ходота; Созданы тесты промежуточного и итогового контроля; Накоплены творческие работы учащихся: доклады, рефераты, проекты и др.; Проведена статистическая обработка и сопоставление полученных данных с целью принятия экспериментального решения; Выявлены уровни знаний учащихся на различных этапах изучения геометрии; Составлены методические рекомендации по работе с УМК; Выявлен образовательный потенциал учебного пособия Геометрия 7-9 класса по программе А.Л. Вернера, В.И. Рыжика, Т.Г. Ходота; Разработан и составлен материал (контрольные, самостоятельные работы и тесты); Разработано тематическое планирование учебного материала по геометрии 7-9 класса по программе А.Л. Вернера, В.И. Рыжика, Т.Г. Ходота;
Сегодня наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств: творческое мышление, самостоятельность в принятии решений, инициативности, конструктивности, мобильности, быть компетентным и способным. Формирование этих качеств я пыталась представить в своем опыте «Два мира есть у человека, Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил». И. Заболоцкий.