Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником. С. Рубинштейн Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики Автор проекта: Синегубов Александр Анатольевич, учитель физики, Сулакский филиал МОУ Уметской СОШ Уметский район
Актуальность Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
ПроблемыУспешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития интереса к предметуОтсутствие устойчивой мотивации изучения предмета приводит к потере интереса к учебе в целом
Обоснование проектаВ практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена
Цель проектаСоздание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках физики
ГипотезаНаличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Задачи проектаСоздание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе Развитие логического мышления учащегосяФормирование мотивов учения
Сроки реализации проектаЯнварь 2011 года – апрель 2011 годаОбучающиеся 7 – 9 класса
Этапы реализации проектаI. Иформационно-аналитический этап 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы2. Диагностика обучающихсяII. Технологический этап1. Составление программы работы с обучающимися2. Разработка методических и дидактических материаловIII. Практический этапПрименение методов и приемов по активизации в урочной деятельностиIV. Аналитический этап1. Диагностика и мониторинг знаний и умений обучающихся.2. Подведение итогов, выводы
Стадии развития познавательной активности
Способы реализации познавательной активностиЭвристические беседыУроки-семинарыИспользование произведений искусства, художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач Физические экспериментыДомашние опытыЗанимательные формы (кроссворды,
ТехнологииПроблемное обучениеИнтерактивные технологииПроектные технологииПоисково-исследовательскаядеятельность
Система мониторинга и оценкиДиагностика уровня развития коммуникативных и исследовательских навыковМониторинговые исследования качества знаний обучающихся по физикеДиагностика уровня познавательной активности
Мониторинг качества знаний в 9 классе
Результаты проектаПовышение интереса к учению и развитие учебных мотивовОбогащение и активизация словаря детей Активизация творческой деятельности обучающихсяБолее прочное и неформальное усвоение знанийПовышение уровня сформированности ключевых компетенций
Вывод Гипотеза подтвердилась: развитие познавательной активности способствует повышению творческой деятельности учащихся, качеству знания и повышению положительных мотивов к учебе в целом
Итоги Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения приносит свои плоды. Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствовало повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.
Информационные ресурсыБугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.:Просвещение, 1984. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983Интернет – ресурс: Википедия.Королев Ю.А. Физика и юмор.//Физика в школе. – 1993. - № 2 Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.www.fisika.ru
Спасибо за внимание!