Введение в специальность (Управление персоналом) Преподаватель: Горшкова Оксана Владимировна, к.соц.наук., доцент.
Цели дисциплины «Введение в специальность управление персоналом»
Менеджер по персоналу HR-менеджер(от англ.human resources-человеческие ресурсы) «Эйчар (сленг) Функции: Анализ, прогноз, разработка стратегии работы с персоналом, кадровой политики. Осуществление всего цикла работ с персоналом: от найма до увольнения.
Ролевая структура деятельности менеджера по управлению человеческими ресурсами
Модули системы управления персоналом
Появление понятия «Управление персоналом» 1 этап. «Социальные реформы» Поддержка интересов рабочих (Ф.Энгельс.Р.Оуэн.) 2 этап. «Благотворительный». 3 этап. Администрирования, организации, внимания к персоналу. (Тейлор, Мэйо,Файоль,А.Гастев) 4 этап. Переговоры и стремление к согласию с профсоюзами. 5 этап. Эффективность организации(Скэнлон, Ракер. Фейн). 6 этап. Управление человеческими ресурсами.
Разработка системы управления персоналом Миссия Кодекс корпоративного поведения Кадровая политика Модули системы управления персоналом
Критерии системы управления персоналом Ориентация на стратегию Технологичность (четко прописанные и зафиксированные модели и процедуры работы) Гибкость Вовлеченность линейного менеджмента
Аудит состояния работы с персоналом Документационное обеспечение: Штатное расписание Правила внутреннего трудового распорядка Должностные инструкции Формы трудовых договоров Положения об отборе персонала, адаптации, аттестации, оплате труда и порядке стимулирования обучению и развитию персонала и т.п
Взаимосвязь практических элементов управления персоналом с различными отраслями знаний
Система отбора персонала Содержание работы Определение качественной и количественной потребности в персонале Разработка критериев отбора Описание процедуры отбора
Документационное обеспечение отбора персонала Положение о подборе персонала Положение о персонале Положения о подразделениях Должностные инструкции Заявка на вакансию Анкета кандидата Спецификация должности Профиль должности Модель компетенций
Задачи УП и руководителей подразделений в обеспечении эффективного подбора Анализ причин увольнения ( анкета «Увольнение») Разработка профиля должностей (на основе стратегии развития организации) Конкретность компетенций Приоритетность компетенций Измеримость компетенций
Спецификации должности Название должности Отдел Должностные обязанности Подчинение, взаимодействие с другими подразделениями
Адаптация персонала Цель: Быстрое вхождение в должность, уменьшение психологического дискомфорта сотрудника, формирование положительного образа университета, оценка уровня квалификации и потенциала сотрудников
Оценка персонала Разработка стандартов деятельности для каждой категории сотрудников; Определение критериев оценки; Определение методов эффективной оценки; Выработка рекомендаций и заключений; Формирование кадрового резерва
Система стимулирования труда (мотивация) Социально- психологические исследования по выявлению приоритетов мотивации Создание рабочей группы по выработке предложений в сфере стимулирования труда, анализ экономической целесообразности Организация информирования сотрудников о принципах и порядке мотивации различных категорий сотрудников
Система обучения и повышения квалификации сотрудников Выявление потребности в обучении (тренинги, курсы повышения квалификации и т.п.) Составление и реализация программ обучения для Новых сотрудников (входное обучение) Руководителей подразделений Основных категорий сотрудников резерва
Организационная культура Выявление типа оргкультуры, ценностных ориентации сотрудников, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат компании, конкретные социальные мероприятия Организация условий для отдыха Корпоративные праздники «Дни здоровья» Практика награждений отличившихся сотрудников, и т.п.
Составляющие корпоративной культуры (по Э.Шейну) Базовые ценности ценности (подсознательные, кажущиеся чем-то самоочевидным убеждения,источники поступков) Декларируемые ценности (миссия,цели ) Артефакты (символика, мероприятия)
Функции корпоративной культуры университета Отражение специфики и уникальности университета Формирование и закрепление желательных ценностей и установок сотрудников и студентов Обеспечение социального партнерства и сплочения коллектива Повышение конкурентоспособности
Уровни корпоративной культуры университета Корпоративная культура образовательного учреждения Корпоративная культура отрасли подготовки специалистов Корпоративная культура профессионально-педагогического сообщества Корпоративная культура сообщества ученых Корпоративные субкультуры структурных подразделений Корпоративная субкультура студенчества
Принципы формирования корпоративной культуры университета Принцип «От внешнего к внутреннему» Принцип « Естественного созревания» Принцип «Опережающих действий
Установки, способствующие культивированию корпоративной культуры Интерес к жизни организации, динамике его развития Адекватная самооценка, способность к рефлексии сотрудников Любовь к своему делу Инновационная активность в сочетании с умением следовать принятым правилам игры
Этапы построения корпоративной культуры Определение миссии Диагностика наличного состояния и ценностей корпоративной культуры Постановка стратегических целей (улучшение качества подготовки, формирование позитивного имиджа ) Выбор средств (ритуалы, традиции, слоганы)
Ценности, оказывающие консолидирующий эффект для организации Профессионализм Компетентность Самореализация Инициативность Ответственность Умение работать в команде Креативность Здоровый образ жизни
Декларируемые ценности ВГУЭС Полезность обществу Инновационность Успешность Динамичность Открытость Высокий профессионализм Стремление к самосовершенствованию и творческому росту Высокие этические стандарты
Кадровое планирование Определение качественной и количественной потребности в персонале на основе стратегии развития Сколько работников требуется? Какой квалификации? Каких специальностей? Сколько это будет стоить?
Методы определения потребности в персонале. Метод экспертных оценок Метод Дельфи Математические методы (метод экстраполяции)
Кадровая политика организации Система целей, принципов, форм,критериев работы с кадрами в организации. Система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации. Набор конкретных правил и пожеланий и ограничений во взаимодействии организации и персонала.
Основные характеристики кадровой политики Связь со стратегией организации Ориентация на долговременное планирование Значимость роли персонала Философия организации в отношении персонала Система процедур в работе с персоналом
Планирование персонала 1 этап. Планы организации/отдела 2этап. Анализ и прогноз наличных человеческих ресурсов 3 этап. Определение потребности в найме, увольнении, обучении 4 этап. Планирование мероприятий по приведению в соответствие потребности в персонале и его наличия по прогнозу.
Планы организации/отдела Количественное изменение задач (изменение объема производства, продаж, клиентов, проектов и т.д) Качественное изменение задач
Концепция управления
Основные признаки менеджмента
Человеческие ресурсы в организации
Структура управленческого персонала организации
Истоки активности человека в трудовой деятельности
Упрощенная модель мотивации поведения через потребности
Модель управленческого взаимодействия на работников
Методы управления персоналом
Стратегия управления персоналом
Планирование потребностей в персонале
Основные этапы планирования потребностей персонала
Сравнение внутренних и внешних источников
Модель проектирования работ
Деловая оценка персонала
Источники оценки работника
Оценка персонала в кадровой работе
Квалификация конфликтов
Определение заработной платы
Механизм управления человеческими ресурсами в организации
Структура современной заработной платы
Факторы, влияющие на заработную плату
Виды стимулирования в организации
Процесс профессионального обучения
Этапы овладения работой
Виды профессионального обучения
Система развития персонала
Понятия и механизм карьеры
Сравнение традиционной и обучающейся организации
Элементы информационной системы кадровой службы
«7С» задач менеджера