Тема 6Теория потребительского выбора 6.1. Рациональность потребителя и свобода выбора6.2. Концепция полезности товара6.3. Кривые безразличия
6.1. Рациональность потребителя и свобода выбора Гипотеза о рациональности потребителя. Нерациональность в поведении потребителяКоличественная (кардиналистская) теория полезности.Качественная (ординалистская) теория потребления.
6.1. Рациональность потребителя и свобода выбора Гипотеза о рациональности потребителя: потребитель выбирает самый лучший товар, который принесет ему максимальную полезность при данных затратах на него.
6.1. Рациональность потребителя и свобода выбора Нерациональность потребителя:Эффект сноба - отказ от покупки непрестижных товаровЭффект показного приобретенияЭффект присоединения к большинству
Количественная (кардиналистская) теория полезности - последняя треть XIX в.Гипотеза о соизмеримости полезностей различных благ - К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл и др.
Качественная (ординалистская) теория потребления - первая треть XX в.Отказ от соизмеримости полезностей различных благ, теория выбора лучшего варианта потребления - В. Парето, И. Фишер, Дж. Хикс и др.
Понятие полезностиОбщая и предельная полезность товараОптимум потребителя в количественной (кардиналистской) теории полезности
Количественная (кардиналистская) теория полезностиПолезность - величина удовольствия от потребления единицы блага. Измеряется в ютилах (от англ. utility - полезность).
Общая полезность (Total utility) - общая удовлетворенность от потребления благаПредельная полезность (Marginal utility) - удовлетворенность от потребления дополнительной (последней) единицы блага
Формула предельной полезности MU - предельная полезность блага;ТU - общая полезность блага;Q - количество единиц блага.
6.2. Концепция полезности товара
6.2. Концепция полезности товара Убывание полезности дополнительных единиц блага означает постепенное насыщение благом.Принцип убывающей предельной полезности называют первым законом Госсена.
6.2. Концепция полезности товара Принцип убывающей предельной полезности не универсален. Во многих случаях предельная полезность сначала растет, а лишь затем начинает снижаться. Это возникает для небольших порций делимых благ.
6.2. Концепция полезности товара Оптимум потребителя в количественной (кардиналистской) теории полезностиMU - предельная полезность блага;Р - цена блага.
Цена булочки 4 р., цена сока 2 р.Максимум общей полезности достигается при наборе 1-й булочки и 2-х стаканов сока:TU = 20 + 18 + 10 = 48.
Аксиомы качественной (ординалистской) теории потребленияКривая безразличияБюджетная линияОптимум потребителя в качественной (ординалистской) теории потребления
Аксиомы качественной теории потребления:аксиома полной упорядоченности предпочтений;аксиома транзитивности предпочтений;аксиома ненасыщения потребностей;аксиома независимости потребителя.
Потребитель определяет наборы благ, приносящие одинаковую удовлетворенность
Кривая безразличия соединяет точки, показывающие такие наборы благ, которые для потребителя равноценны. Рис. 6.2. Кривая безразличия
Чтобы определить объем товара, которым потребитель готов жертвовать ради увеличения потребления другого товара используется показатель MRS (marginal rate of substitution) – предельной нормы замещения.
Пять основных свойств кривых безразличия: 1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
Пять основных свойств кривых безразличия: 2) Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Рис. 6.3. Карта безразличия
Пять основных свойств кривых безразличия: 3) Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, означает более предпочтительные наборы товаров.
Пять основных свойств кривых безразличия: 4) Кривые безразличия не пересекаются.
Пять основных свойств кривых безразличия: 5) Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Рис. 6.4. Варианты кривых безразличия6.3. Кривые безразличия
6.3. Кривые безразличия Бюджетная линия используется для изображения множества доступных потребителю товарных наборов:I = PX X + PY Yгде I - доход потребителя, Х и Y - количество товаров Х и Y, PX - цена товара Х, PY - цена товара Y.
Уравнение бюджетной линии: где I - доход потребителя, Х и Y - количество товаров Х и Y, PX - цена товара Х, PY - цена товара Y.
Оптимум потребителя в качественной (ординалистской) теории потребления. где I - доход потребителя, Х и Y - количество товаров Х и Y, PX - цена товара Х, PY - цена товара Y. Рис. 6.6. Равновесие потребителя