Микроэкономика
Тема 2: Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения и его применение Рыночные операции: спрос и предложение:кривая спроса, закон спроса, изменения в спросекривая предложения, закон предложения, изменения в предложении
ВЕЛИЧИНА СПРОСА Qd-КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ, КОТОРОЕ ПОКУПАТЕЛИ ГОТОВЫ ПРИОБРЕСТИ В ДАННОЕ ВРЕМЯ В ДАННОМ МЕСТЕ,ПРИ ДАННЫХ ЦЕНАХЦЕНА СПРОСА Pd-МАКСМАЛЬНАЯ ЦЕНА.КОТОРУЮ ПОКУПАТЕЛИ ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ОПРЕДЕЛЕНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИКОЛИЧЕСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ НАЗЫВАЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ СПРОСАОБРАТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НОСИТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ОТРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ РЫНКА-ЗАКОНА СПРОСА
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА ОТ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ НАЗЫВАЕТСЯ КРИВОЙ СПРОСАДля ее построения по вертикальной оси отложим цены,а по горизонтальной-количество товаров и получим график (по Маршаллу)Заметим,всегда слева направо и сверху вниз
Почему такая форма?Два взаимосвязанных эффекта:Эффект замещенияЭффект дохода
Может ли сложиться на рынке ситуация, при которой закон спроса не действует?Эффект ГиффенаЭффект массового потребления или эффект присоединения к большинствуЭффект сноба (сокращение потребления из-за увеличения рыночного спроса),например, компьютеры и т.д.Эффект показательного потребленияСпекулятивный спрос в условиях искусственнонагнетаемого дефицитаНерациональный спрос, создаваемый продавцами(стеллажи у кассовых аппаратов с конфетами,жевательной резинкой и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС- отражает желания и возможности отдельного потребителяРЫНОЧНЫЙ СПРОС-суммированный или агрегированный спрос, отражает спрос на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПРГНОЗИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА ОПРОС ИЛИ ИНТЕРВЬЮ ПОКУПАТЕЛЕЙЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СПРОСА НА ТОВАР И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ДИНАМИКИРЫНОЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТСТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Кривая предложения, закон предложения, изменения в предложении
Предложение-это совокупность товаров и услуг,которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы готовы продать при существующих ценахВеличина предложения Qs-количество товаров и услуг, которые продавцы готовы продать в данное время(не всегда совпадает с объемом производства и продаж)Цена предложения Ps- показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться
Существует индивидуальное и рыночное предложениеЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:если цена на какой –либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается
Изменение величины предложенияНаблюдается при изменении цены данного товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложенияИзменение предложения происходит под воздействием неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на данный товар и отображается путем смещения кривой вправо или влево
Рыночное равновесие:Равновесный объем спроса и предложенияРавновесная рыночная ценаИзменения в рыночном равновесии:Реакция рынка на изменение спросаРеакция рынка на изменение предложения
Рыночное равновесие это состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменениюРавновесное состояние рынка находится в точке пересечения кривых спроса и предложения и этой точке соответствуют равновесная цена Pe и равновесный объем Qe
Могут быть и другие модели рынка:Модель рынка свободных благ (рынок бездомных котят)Модель рынка товаров, производство которых нецелесообразно (например,до недавнего времени это был космический туризм)Модель рынка труда
Применение анализа спроса и предложения:Анализ последствий налогообложения Влияние на равновесие введения импортных квот и тарифовВлияние введения фиксированных ценНеценовое нормирование дефицитаВведение минимального уровня заработной платы