Федеральное агентство по образованию Российской ФедерацииЧелябинский государственный университетИнститут Экономики отраслей, бизнесаи администрированияКафедра экономики отраслей и рынков Презентацияпо предмету: «Экономика» на тему: «Спрос и закономерности его изменения» Выполнил: студент:23УС-101группы Хасанов Альберт Амирханович Проверил: кандидат экономических наук Кондратьев Николай Иванович Челябинск 2010
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Закон спроса – величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при росте цены.Т.е. Между уровнем цены на товар (Р) и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость: Q=f(1/P)Кривая спроса выражает цену спроса – максималь- ную цену, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного товара.
Индивидуальный спрос- спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Рыночный спрос- образуется в результате сложения индивидуального спроса всех потребителей данного блага: Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя
Факторы изменения спроса 1. Неценовой фактор- «Число потребителей “N”» Р N D2 2. Фактор «Доход потребителей» D1 а) «товары повседневного спроса», I- доход, спрос незначительно возрастает Q d) «товары низшего качества» ,спрос падает ; P I D1 D2 Q P I с) «товары роскоши», спрос повышается ; D2 D1
3 фактор: «Вкусы потребителей»4 фактор: «Потребительские ожидания» – ожидание повышения цены увеличивает спрос; P Pз5 фактор: «Изменение цены на сопряженные товары» – а) Взаимозаменяемые товары: P D1 D2 Pд D2 Q в) Взаимодополняемые товары: D1 QИСКЛЮЧЕНИЯ: 1 Товары Гиффена- увеличение цены на некоторые товары, вызывает рост спроса, вызванный ожиданием еще большего роста цены: 2 Эффект Сноба- более высокая цена свидетельствует о лучшем качестве и большей престижности, что и .повышает спрос
Ценовая эластичность- это изменение величины спроса под влиянием динамики цены;- Это мера реакции спроса одной переменной на изменение другой;- Это мера реакции спроса на изменение его факторов.
Спрос Эластичныйmin∆P→min∆Q P EDP<1 a Неэластичныйmax∆P→min∆Q EDP>1 b Q
Эластичность спроса по цене Оценивается при помощи коэффициентов ценовой ЭС- показывает на сколько % измениться Qd при изменении цены на 1%: Еp = ∆Qd(%) /∆P(%); Ер<0, Когда |Ер>1|, то спрос эластичен, и продавцу для повышения выручки, нужно уменьшить цену;Когда |Ер<1 |, то спрос не эластичен, и продавцу для увеличения выручки нужно повысить цену.
Расчет эластичности «Дуговая эластичность»- рассчитывается средняя эластичность на отрезке кривой спроса: Edp=((Q2-Q1)/(P2-P1))*((P2+P1)/(Q2+Q1))PP1P2 D Q1 Q2 Q «Точечная эластичность»- измеряется в точке кривой спроса и предложения:Edp=Q`d(P1) *(P1/Q1) P P1 Q1 Q
Эластичность спроса по доходу-это мера реакции спроса на изменение дохода потребителей Оценивается при помощи коэффициента эластичности спроса по доходу, который показывает, на сколько % изменяется спрос при изменении дохода на 1%;Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.
Перекрестная эластичность спроса –показывает меру реакции спроса на изменение цены другого товара Если , то перед нами взаимозаменяемые товары, если , то товары взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на товар, тем выше степень заменяемости товара (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Список литературы В.В. Янова «Экономика», Москва, 2007гЛ.П. Кураков, Г.Е. Яковлев «Курс экономической теории», Москва, 2005гЭкономическая теория // под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой.- М: Финансы и статистика, 2007Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебное пособие Богданов А.С., Голиков А.Н. Курс экономической теории. Учебное пособие. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. Булатов А.С. Экономика. Учебник.Видяпин В.И., Журавлева Г.П. (авторский) Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник.