Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: Понятие, сущность и особенности развития маркетинга Цели и функции маркетинга Основные принципы маркетинговой деятельности Основные виды маркетинга Комплекс маркетинга
Маркетинг - социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение потребностей посредством создания и предложения товаров. Ф. Котлер (США) система взаимодействия в бизнесе, разработанная для осуществления планирования, ценообразования, стимулирования сбыта и распределения товара и услуг. Strategic Management философия бизнеса, система координации различных аспектов предпринимательской деятельности, цель которой - сбалансирование спроса и предложения. Крылова Г.Д. больше, чем сбыт и реклама.
Значение маркетинга 1. Предоставляет потребителям информацию и выбор, гарантирует удовлетворение претензий. 2. Способствует улучшению качества жизни, влияет на образ жизни. (Все новые товары, услуги, идеи). 3. Улучшает координацию ресурсов предприятия. 4. Повышает конкурентоспособность предприятия, дает уверенность в завтрашнем дне. 5. Способствует экономическому росту: Товар удовлетворяет потребителей - растет занятость и число рабочих мест - выше доход - выше уровень жизни.
Эволюция маркетингового управления:
Ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы; Ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы; Сегментация и выявление целевого рынка; Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий; Инновация; Стратегическое планирование.
В зависимости от структуры маркетинговой концепции: В зависимости от структуры маркетинговой концепции: Менеджеристский маркетинг Бихевиористский маркетинг Интегрированный маркетинг Инновационный маркетинг Прямой маркетинг Стратегический маркетинг
Классификация маркетинга: II. В зависимости от состояния спроса:
Классификация маркетинга: III. В зависимости от территории охвата: Внутренний маркетинг Экспортный маркетинг Импортный маркетинг Внешнеторговый маркетинг Внешнеэкономический маркетинг Международный маркетинг Многонациональный маркетинг Глобальный маркетинг
Комплекс маркетинга Маркетинг-mix – выбор такого сочетания продукта, цены, распределения и продвижения, которое позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов. Модель предложена в 1960г. Д. Маккарти Продукт – товарная политика Цена – ценовая политика Распределение – сбытовая политика Продвижение – коммуникационная политика