Глобализация бизнеса и динамичное развитие мировой торговли Глобализация бизнеса и динамичное развитие мировой торговли Ведущие позиции в мировой торговле занимают страны экономического авангарда: страны ОЭСР - 72-73% объема внешнеторговых операций. Страны СНГ: не преодолен трансформационный спад, заметной роли в международном товарном обмене не играют.
Две качественно различные части – рынок базовых товаров и рынок готовых изделий, оба рынка - собственные правила игры. Две качественно различные части – рынок базовых товаров и рынок готовых изделий, оба рынка - собственные правила игры. Активное развитие НТП и инноваций : мировой рынок расслоился на три «яруса» – высокотехнологичные, средне технологичные и низко технологичные изделия.
Первый «ярус»:аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. Первый «ярус»:аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. За последние два десятилетия этот «ярус» почти в два раза превысил долю продуктов добывающей промышленности. Это самый быстрорастущий и поэтому наиболее перспективный сегмент мирового рынка, где главными участниками являются корпорации ведущих индустриальных стран.
рынок среднетехнологичных изделий, т.е. капиталоемких готовых изделий, которые производятся продвинутыми новыми индустриальными странами: станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии деревообработки. рынок среднетехнологичных изделий, т.е. капиталоемких готовых изделий, которые производятся продвинутыми новыми индустриальными странами: станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии деревообработки.
рынок низкотехнологичных (трудоемких) готовых изделий - страны, находящиеся на ранних ступенях индустриализации и располагающих избыточной и дешевой рабочей силой (как правило, низкоквалифицированной). рынок низкотехнологичных (трудоемких) готовых изделий - страны, находящиеся на ранних ступенях индустриализации и располагающих избыточной и дешевой рабочей силой (как правило, низкоквалифицированной). Это продукция черной металлургии, строительные материалы, текстильные и швейные изделия, обувь, другие продукты легкой промышленности.
сфера торговли природными ресурсами и их производными: топливом, металлами, древесиной, сельскохозяйственным и минеральным сырьем, продовольствием и другими трудоемкими продуктами добывающей промышленности, сельского, лесного хозяйства и рыболовства. сфера торговли природными ресурсами и их производными: топливом, металлами, древесиной, сельскохозяйственным и минеральным сырьем, продовольствием и другими трудоемкими продуктами добывающей промышленности, сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Здесь большей частью участвуют полупромышленные или аграрные страны, т.е. наименее развитая периферия мирового хозяйства.
Россия почти полностью сползла на самый нижний «этаж мирового рынка. Россия почти полностью сползла на самый нижний «этаж мирового рынка. К середине 90-х годов по доле машин и оборудования в экспорте Россия заняла промежуточную ступень между Латинской Америкой и Ближним Востоком, по топливу – между Ближним Востоком и Африкой, по черным и цветным металлам намного превосходит любую группу развивающихся стран, не говоря об экономически развитых странах.
Длительный отрыв экономики бывшего СССР от мирового хозяйства Длительный отрыв экономики бывшего СССР от мирового хозяйства Деформированная и нерациональная структура внешнеэкономических связей, а также низкий уровень вовлеченности в международное разделение труда.
разрыв традиционных связей (в рамках СССР и социалистического лагеря) разрыв традиционных связей (в рамках СССР и социалистического лагеря) несформированность системы взаимовыгодных связей с дальним зарубежьем Сокращение платежеспособного спроса Изменение курса рубля Введение пошлин и НДС Сокращение гос. поддержки
катализатор внутриэкономического развития катализатор внутриэкономического развития средство интегрирования России в мировую экономику приобретение технологического и маркетингового опыта
1994-1995 гг.темпы роста по мировым меркам были весьма высокими (на уровне 15%), 1994-1995 гг.темпы роста по мировым меркам были весьма высокими (на уровне 15%), в последующие два года они резко снизились (6,1 и 4,5% соотв.), сменились падением под влиянием разразившегося в стране финансового кризиса. Значительный прирост внешнеторгового оборота за период 1993 – 1997 г.г. - исключительно за счет более чем 50-процентного увеличения физического объема экспорта. Физический объем ввоза из-за рубежа сократился за это время на 47%.
1. стабилизация и рост экспорта - за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных ценах; 1. стабилизация и рост экспорта - за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных ценах; 2. увеличение стоимостных объемов экспорта не сопровождалось адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства; 3. сырьевая направленность экспорта; 4. в структуре импорта росла доля сельскохозяйственного сырья и продовольствия; 5. низкий уровень качества отечественной продукции и незащищенность отечественных производителей; 6. остродефицитный характер потребительского сектора, что определило рост импорта потребительских товаров; 7. затрудненный доступ на рынки товаров и услуг высокой технологии вследствие их защищенности; 8. несовершенство правовой базы осуществления внешнеэкономических связей.
Товарооборот, экспорт и импорт увеличились в фактических ценах при высоких среднегодовых темпах (19%) Товарооборот, экспорт и импорт увеличились в фактических ценах при высоких среднегодовых темпах (19%) Спрос на отечественное сырье на внутреннем рынке возрастал медленнее, чем производство Наращивание экспорта Рост цен на основные экспортные товары
Неравномерность инвестиционного развития Неравномерность инвестиционного развития Существенный рост инвестиционной активности предприятий Собственные средства предприятий по-прежнему основной источник инвестиций Диспропорции в структуре ПЗИ: отраслевые и региональные
Резкое обострение проблем, связанных с позиционированием России в мировой экономике. Резкое обострение проблем, связанных с позиционированием России в мировой экономике. Несмотря на масштабные антикризисные программы, глубина экономического спада в России оказалась рекордной среди стран G8 и БРИК
2,1-2,5 трлн рублей октябрь 2008 – декабрь 2009 2,1-2,5 трлн рублей октябрь 2008 – декабрь 2009 1,1-1,2 – финансовый сектор 500-700 млрд рублей – сокращение финансового бремени для бизнеса 250-300 млрд рублей – социальная сфера 180-230 млрд рублей – стимулирование внутреннего спроса 60-90 млрд рублей – поддержка МСП
Способность эффективно распоряжаться нефте-газо-долларами Способность эффективно распоряжаться нефте-газо-долларами «Наукоемкость» экономики Создание благоприятного делового климата Снижение административных барьеров и де-бюрократизация экономики Совершенствование корпоративного управления Налоговая реформа Переход на международные стандарты учета Вступление России в ВТО Развитие концессионных форм инвестирования Реформирование банковской системы России Развитие рынка капиталов и внутреннего инвестиционного потенциала
Фактическое свертывание процессов диверсификации в российской экономике. Фактическое свертывание процессов диверсификации в российской экономике. Доля 3 основных товаров экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 63,8% в 2010 г. Инвестиционный климат по-прежнему остается непривлекательным. Россия до сих пор не является ни членом ВТО, ни членом ОЭСР.
Начавшееся экономическое оживление не смогло обеспечить выход на докризисные позиции по показателю ВВП 2010 г. : 95,9% от уровня 2008 г., или 101,3% от уровня 2007 г. Цель увеличить ВВП страны к 2012 г. на 37%-38% по сравнению с 2007 г., утвержденная принятой в 2008 г. Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года
Развитие отношений с основными торговыми партнерами: Развитие отношений с основными торговыми партнерами: доминирование стран ЕС, приоритетная роль компаний ЕС в модернизации отдельных секторов российской экономики особая роль Белоруссии, Казахстана и Украины, постепенная реинтеграция постсоветского пространства под давлением политических стимулов увеличение спроса со стороны рынков Китая и других динамично развивающихся стран Азии постепенное усиление технологических и торгово-политических связей с США использование политических преимуществ и попытки усиления торгово-экономического взаимодействия со странами Латинской Америки и Африки Основные направления развития внешнеэкономического комплекса: реализация отдельных проектов с целью обеспечить географическую и продуктовую диверсификацию российского экспорта (цель к 2020 году не будет достигнута) реализация мер по развитию отдельных отраслей с целью преодоления сырьевой специализации (цель к 2020 году не будет достигнута даже при улучшении системы общественных институтов) сохранение использования протекционистских мер для стимулирования импортозамещения в России, повышения конкурентоспособности российских отраслей
Активные меры по укреплению международных позиций: Активные меры по укреплению международных позиций: радикальное улучшение инвестиционного климата России более жесткие конкурентные условия для российских компаний, сокращение масштабов и горизонтов протекционизма, ориентация на создание экспортоориентированных производств формирование платформы для либерализации торговли и инвестиций, активное продвижение интеграционных процессов на постсоветском, европейском и азиатском направлениях с жестким отстаиванием позиций и политической поддержкой (зоны свободной торговли и более глубокие форматы интеграции с ЕС, странами АТР) активизация политико-дипломатической поддержки проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России усиление за счет бюджетных средств эффективной организационной инфраструктуры и информационной поддержки экспорта и привлечения инвестиций реализация проектов по созданию высокотехнологичных производств на территории Российской Федерации, импорт передового промышленного оборудования и технологий активная организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности, наращивание в России расходов на НИОКР частных компаний с целью обеспечения технологических прорывов развитие предпринимательства, формирование внутреннего запроса на инновационное развитие России
рост ВВП со средними темпами не менее 4% в год, с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по ППС к 2020 г. (5 место в мире, 3,6% мирового ВВП); рост ВВП со средними темпами не менее 4% в год, с выходом на уровень не менее 4140 млрд долл. по ППС к 2020 г. (5 место в мире, 3,6% мирового ВВП); увеличение ВВП по ППС на душу населения к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. (до 30 тыс. долл.); повышение уровня затрат на НИОКР до 1,5% ВВП; обеспечение устойчивого притока прямых и портфельных иностранных инвестиций; присоединение к ВТО; вступление в ОЭСР;
достижение полноправного участия во всех механизмах G8, включая экономические; достижение полноправного участия во всех механизмах G8, включая экономические; построение многоуровневой системы интеграции на пространстве СНГ, включая механизмы Союзного государства с Беларусью, Таможенного союза и двусторонних соглашений об экономическом сотрудничестве; заключение нового соглашения с ЕС, способствующего дальнейшему развитию интеграции интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР через участие в многосторонних инициативах АТЭС.
Использование международно признанных правил и стандартов ведения экономических операций и разрешения возникающих споров (ВТО, ОЭСР); Использование международно признанных правил и стандартов ведения экономических операций и разрешения возникающих споров (ВТО, ОЭСР); участие в формировании режимов регулирования глобальных экономических процессов (G20, G8, МВФ, ВТО).
устойчивый экономический рост, сопровождающийся повышением доли России в мировом ВВП и доли высокотехнологичных секторов в экономике России; устойчивый экономический рост, сопровождающийся повышением доли России в мировом ВВП и доли высокотехнологичных секторов в экономике России; превращение России в самостоятельного активного участника международных финансовых рынков (в т.ч. в рамках мер, направленных на создание в России глобального финансового центра); гибкая стратегия выстраивания коалиций с основными международными партнерами (включая национальные государства, региональные интеграционные блоки, а также ведущих бизнес-субъектов и акторов глобального гражданского общества).
расстановка приоритетов, связанных с участием в глобальных механизмах регулирования международных хозяйственных процессов и выстраиванием локальных режимов в рамках региональных блоков. расстановка приоритетов, связанных с участием в глобальных механизмах регулирования международных хозяйственных процессов и выстраиванием локальных режимов в рамках региональных блоков. четкое определение приоритетов в системе «глобальные механизмы – региональная интеграция» (?)
1) концентрация на параллельной работе по двум основным форматам интеграции в «Большой Европе» (сближение с ЕС и построение Таможенного Союза, а также в треугольнике с Украиной, странами ЕАСТ; 1) концентрация на параллельной работе по двум основным форматам интеграции в «Большой Европе» (сближение с ЕС и построение Таможенного Союза, а также в треугольнике с Украиной, странами ЕАСТ; 2) комплексная интеграция России в механизмы экономического сотрудничества на пространстве АТР с целью содействия использованию конкурентных преимуществ российского бизнеса (в том числе связанных с возможностями их альянсов с европейскими компаниями).
усиление позиций на мировых рынках товаров, имеющих сравнительно высокую конкурентоспособность в силу наличия природных ресурсов усиление позиций на мировых рынках товаров, имеющих сравнительно высокую конкурентоспособность в силу наличия природных ресурсов укрепление позиций на отдельных региональных и страновых рынках продвижение и поддержка компаний, осуществляющих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции
Формально реализована большая часть элементов поддержки ВЭД Формально реализована большая часть элементов поддержки ВЭД Политико-дипломатическая поддержка проектов Создание доступной для широкого круга экспортеров системы финансовой поддержки экспорта, Создание эффективной организационной инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения поддержки ВЭД
Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного этапа ее развития Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного этапа ее развития Масштабность проблемы Настоятельная необходимость вовлечения всех субъектов общества и усиления роли государства в создании финансовых и организационно-правовых условий повышения конкурентоспособности
Взаимодействие государства и бизнеса - важная составляющая часть экономической политики всех стран в современных условиях. Взаимодействие государства и бизнеса - важная составляющая часть экономической политики всех стран в современных условиях. Усиление и ужесточение условий конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Критическая зависимость экономики России от нестабильных в этих условиях доходов от сырьевого экспорта
Переход России к рыночной экономике: задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Переход России к рыночной экономике: задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической (торговой) политики. Обратная связь: в условиях стабильной экономики повышается эффективность использования инструментов внешнеэкономического регулирования.
Макроэкономическая стабилизация Макроэкономическая стабилизация Институциональные реформы, направленные на создание рыночной инфраструктуры, Развитие конкурентной среды, Улучшение инвестиционного климата, Связь с воздействием внешних факторов.
различаются в определенных социально-экономических и политических условиях различаются в определенных социально-экономических и политических условиях в целом эта проблема сохраняет свое значение на всех этапах экономического развития В развивающихся странах политика активного взаимодействия с бизнесом осуществлялась на различных стадиях их индустриализации
а) устанавливать и поддерживать соотношение имеющихся институтов, в том числе экономических, в целях единства и эффективного развития общества; а) устанавливать и поддерживать соотношение имеющихся институтов, в том числе экономических, в целях единства и эффективного развития общества; б) вводить новые институциональные формы или менять соотношение институционального взаимодействия в экстремальных ситуациях.
Не существует единой успешной политики по реализации государством своих функций и задач. Не существует единой успешной политики по реализации государством своих функций и задач. Различные государства и их правительства используют различные стратегии в отношении государственного поощрения и поддержки своего бизнеса. Зависит от состояния экономического развития, стадии конкурентоспособности, на которой она находится, экономической и политической ситуации в мире, взаимодействия с международными структурами.
поддержка национального экспорта (считается наиболее эффективной поскольку расширение экспорта позволяет диверсифицировать структуру экономики) поддержка национального экспорта (считается наиболее эффективной поскольку расширение экспорта позволяет диверсифицировать структуру экономики) участия государства в регулировании процессов хозяйственной деятельности и реализации конкурентных преимуществ национальных фирм неоклассическое и кейнсианское направление
автоматическое саморегулирование рыночной системы и невмешательство государственного аппарата Кейнсианское Необходимость активного административного регулирования рыночной системы, прежде всего в условиях кризисов и спадов. Монетаризм денежное обращение и оборот финансовых средств - основные регуляторы экономического развития и предпринимательства
планомерное и продуманное административное регулирование позволяет смягчить циклические колебания и их последствия, а также является необходимым в период рецессии планомерное и продуманное административное регулирование позволяет смягчить циклические колебания и их последствия, а также является необходимым в период рецессии расширение масштабов деятельности государства и усиление его роли -путем создания эффективных механизмов и правовой базы развития предпринимательской деятельности.
Конкурентоспособность фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики. Конкурентоспособность фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики. Конкурентоспособность отдельной фирмы, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики уделом, а с другой стороны, определяет ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность страны или региона должна определяться предпринимательской средой и характером промышленного окружения.
Может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на все четыре «грани» ромба. Может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на все четыре «грани» ромба. Создаваемая посредством государственного регулирования предпринимательская среда влияет на появление и поддержание конкурентного преимущества фирм страны. Основы конкурентных преимуществ создаются не на мировых, а на внутренних рынках и лишь закрепляются путем использования глобальных стратегий и выхода на мировые рынки. Роль государства -не в изменении законов функционирования рынка, а в создании условий для его свободного функционирования и развития.
Государственная политика важна в той степени, насколько она влияет на функционирование «конкурентного ромба». Государственная политика важна в той степени, насколько она влияет на функционирование «конкурентного ромба». Четыре стадии конкурентоспособности. Правительство устанавливает нормы и стандарты, разрабатывает нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей.
административные (национальное законодательство, применение норм и правил международного права); административные (национальное законодательство, применение норм и правил международного права); плановые (включая научно-технические, социальные и другие программы, информационное обеспечение); финансово-экономические (налоги, проценты по кредиту, цены и т.п.) рычаги.
вступление в ВТО; вступление в ВТО; особенности и специфические противоречия в системе торгово-политического регулирования отношений России с различными группами партнёров; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения капиталов.