Изучение рынка в маркетинге
1. Определение требований потребителя к товару (конкурентоспособности товара на рынке) 1. Определение требований потребителя к товару (конкурентоспособности товара на рынке) 2. Определение характера спроса 3. Определение соотношения спроса и предложения на рынке 4. Определение емкости рынка 5. Определение эластичности спроса 6. Определение доли компании на рынке 7. Определение уровня и динамики цен 8. Определение степени конкуренции 9. Определение фирменной структуры рынка 10. Определение обычаев, форм и методов торговли на рынке 11. Определение особенностей построения сбытовых сетей 12. Определение характера рекламы основных конкурентов
При относительно больших изменениях цены и величины спроса целесообразно использовать дуговую эластичность, для расчета которой берут средние значения цены и величины спроса в интервалах их измерений: При относительно больших изменениях цены и величины спроса целесообразно использовать дуговую эластичность, для расчета которой берут средние значения цены и величины спроса в интервалах их измерений: Еd =
E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши) E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши) E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости) E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора) E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты)
Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя
Сегментация рынка – это деление потребителей данного товара по специально отобранным критериям на однотипные группы по характеру спроса и реакции на маркетинговое воздействие (например: рекламу, ценовую политику, методы сбыта и т.д. (5 «Р») с целью выявления наиболее соответствующих возможностям фирмы сегментов.
Основные группы критериев (принципы) сегментации: Основные группы критериев (принципы) сегментации: Географические Демографические Экономические Социальные Культурные Психографические
Группы покупательского поведения: Группы покупательского поведения: Новаторы Ранние последователи Последователи (большинство) Поздние последователи Консерваторы Ретрограды
Группы покупательского поведения: Группы покупательского поведения: Инициаторы Влияющие Покупатели Потребители Критики
Выбирая целевой сегмент помните о: Выбирая целевой сегмент помните о: Возможностях измерения сегмента Размерах сегмента Доступности сегмента Прибыльности Уровне конкуренции Эффективности Способности фирмы противостоять конкурентам
Иерархия потребностей по Маслоу Иерархия потребностей по Маслоу
Методы поиска оптимального целевого рынка: Методы поиска оптимального целевого рынка:
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать: При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать: Ресурсы фирмы Степень однородности продукции Этап жизненного цикла товара Степень однородности рынка Маркетинговые стратегии конкурентов
Основные типы конкурентов: Основные типы конкурентов:
Ключевые вопросы: Ключевые вопросы: Кто ваши главные конкуренты? Какова их текущая стратегия? Какова их вероятная будущая стратегия? Каковы ресурсы, преимущества и недостатки конкурентов? Совпадают ли действия конкурента с вашим анализом? Имеет ли конкурент определенный взгляд на проблемы отрасли? Каковы были реакции конкурента на предыдущие конкурентные действия? Где конкурент наиболее (наименее) уязвим? Где вы наиболее (наименее) уязвимы по отношению к каждому конкуренту?
Товар в маркетинге Товар в маркетинге
Виды кривых жизненного цикла товара: Виды кривых жизненного цикла товара: