Тема 20 Государство и экономика Е.Г. Ясин 2012
Вопросы по теме: Исходные посылки для обсуждения роли государства в экономике. Функции государства. Тенденция к росту роли государства в экономике и увеличению госрасходов и начало нового либерализма. Последствия рыночных реформ и либеральной политики 1992 – 2003 гг. Задачи и вызовы модернизации. Альтернативные проекты модернизации.
Четыре посылки Государство в экономике присутствует всегда. Различия в составе и объеме функций. Практическая политика не может строиться на какой-либо одной доктрине. Оптимальный размер государства зависит от условий, стадии развития страны, позиции относительно других стран, особенностей культуры
Функции государства
Мировой опыт Рост расходов расширенного правительства в некоторых развитых странах, 1870-1996 (% ВВП)
Факторы роста государственных расходов на стадии индустриализации Концентрация производства и капитала, монополизм. Государство как противовес. Идеалы фордовского конвейера и веберовской бюрократии. Урбанизация и демографический переход. Государство берет на себя функции патриархальной семьи. Рабочее движение:конфликт труда и капитала.
Рост государства при порядке открытого доступа. (Д. Норт, Дж. Уоллис, Б. Вейнгаст, Насилие и социальные порядки, Институт Гайдара, 2011) Вовлечение масс граждан делает политику более восприимчивой к их требованиям. Программы социального страхования – массовое перераспределение, желательно способами, не разрушающими рынок. Безличность отношений (подчинение правилам) обусловливает предоставление общественных благ бóльшему числу граждан. Ограниченный доступ менее чувствителен и дает блага не всем. Но безличность увеличивает экономию на масштабе. Больше сложных процедур, бюрократии и коррупции. (сс. 222-223)
Факторы снижения роли государства в последней трети ХХ века Капитализм в странах-лидерах прошел индустриальную фазу. Транснациональные корпорации и малый бизнес: обострение конкуренции. Завершение урбанизации, старение стационарного населения. Переход от распределительных к накопительным пенсионным системам. Снижение остроты конфликтов труда и капитала. Рост нестандартной занятости. Достоинства американской модели против европейской. Либеральная демократия и средний класс. Неудачи глобальных социальных проектов, прежде всего советского. Конкуренция стран догоняющего развития с низкой номинальной долей госрасходов. Глобализация и повышение роли международных и региональных институтов при делегировании им части полномочий национальных государств.
Последствия рыночных реформ и либеральной политики 1992-2003 гг. Разрешение кризиса плановой экономики. Введение институтов свободных цен, открытой экономики, частной собственности – возникновение естественных импульсов для развития рыночной экономики. Ослабление государства и приоритет институциональных реформ над всеми его функциями. Второй по очереди приоритет – макроэкономическая стабилизация. Достигнута в 1995-1998 годах. Приватизация – вытеснение государственного предпринимательства частным. Угрозы: «дикий капитализм», криминализация, олигархия, теневая экономика, примитивизация, потери научно-технического и интеллектуального потенциала. Экономический рост начался, как и предвидели либералы, без инициатив государства. Структурные сдвиги – пассивная фаза структурной перестройки.
Задачи и вызовы модернизации Национальная задача №1 – конкурентоспособность. Конкурентоспособность – значит открытость и гибкость, готовность к переменам. Такой российская экономика не была никогда. Отсюда масштаб задачи. Для этого нужно не только обновление продукции и основных фондов, но гораздо больше развития человеческого капитала – здоровья, образования, менталитета. Свобода и доверие – главные ресурсы. Вызовы: конкуренция обостряется. Кто не меняется сообразно вызовам, тот проигрывает.
Приоритеты функций государства в двух альтернативных проектах модернизации
Четыре фактора провалов государства по Дж. Скотту. административное рвение; «высокий модернизм» – так Скотт называет преувеличенную веру технократов в научную рациональность планирования; авторитарное государство, дающее силу для продавливания амбициозных проектов и пресечения их критики; слабость гражданского общества. Эти факторы особенно опасны, если соединяются вместе.
Сдвиги в отраслевой структуре по занятости: 1985-2010 г г
Динамика структуры ВВП в 1990-2002 гг. (% в основных ценах)