«Интеграция как одна из форм в музыкальном образовательном пространстве» Учитель музыки: Зарубина Л.А.
«Интеграция» - в переводе с латинского “integrafio” – восстановление, восполнение. Следовательно, интеграция – это объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. Интеграция в педагогическом процессе – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Основой интеграции являются межпредметные связи.
Интеграция Внутрипредметная: Музыка +Литература + ИЗО Музыка+История+География Межпредметная: Музыка + Чтение Литература Этика Английский язык Биология Байкаловедение
Типы и формы интегрированных уроков Тип урока: урок формирования новых знанийУроки формирования новых знаний конструируются в формах:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная конференция;урок-экскурсия;мультимедиа - урок;проблемный урок.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкамУрок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:урок-практикум;урок-сочинение;урок-диалог;урок - деловая или ролевая игра;комбинированный урок;путешествие;экспедиция и т.д.
Тип урока: применение знаний на практикеОсновные формы уроков данного типа:ролевые и деловые игры; путешествие;уроки защиты проектов;
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока:повторительно-обобщающий урок;диспут;игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);театрализованный урок; урок-игразаключительная конференция;
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом. Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. На таких уроках господствуют практические методы обучения.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений Формы урока: конкурсы;смотр знаний;защита творческих работ, проектов;творческий отчет;контрольная работа; викторина.
Виды ученической деятельности: подбор к музыке литературных примеров;подбор иллюстраций: репродукций, альбомов, слайдов, открыток;фантазирование с формой сочинения, его ритмом, окончаниями;инсценирование материала;собственное творчество: рисунки, иллюстрации, сочинение, стихи, эссе,создание схем, тестов, сводных и сравнительных таблиц, компьютерное представление материала, составление кроссвордов, критическиеотзывы, выставки и т.д.
Практическая работа К.Сен-Санс «Лебедь» I. Составить партитуру настроений. 1 группа - музыкального произведения 2 группа - литературного текста 3 группа - переинтонировать литературный текст на язык музыки.
«Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и расчувствовавшись, я воскликнул: «Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно», - вспоминал один из друзей композитора.
II. Какие выразительные средства помогли композитору создать такую чудесную музыку? 1) Мелодия, лад. 2) Тембр, динамика. 3) Темп, ритм.
III. Какая картина могла быть написана под музыку К.Сен-Санса?
IV. Выбрать те литературные строки, которые вам хочется прочитать на фоне этой музыки. Солнце уже опускалось в море. Над водой проносились лёгкие серые облачка тумана. Три огромные белые птицы, отливая серебром, махая тяжёлыми крыльями, плавно скользили по воздуху. Их прямые длинные шеи были вытянуты далеко вперёд. После долгой разлуки лебеди возвращались домой. (В.Бианки). Мелкие росинки на зареВсю планету держат в серебре,Но внезапно отблеск золотойВспыхнул над серебряной землёй.Выйди в этот час и собериСеребро и золото зари. (М.Светлов).
Из-за леса, леса тёмного,Подымалась красна зорюшка,Рассыпала ясной радугойОгоньки-лучи багровые.А кругом роса жемчужнаяОтливала блёстки алые,И над озером серебрянымКамыши, склоняясь шепталися.В это утро вместе с солнышкомУж из тех ли тёмных зарослейВыплывала, словно зоренька,Белоснежная лебёдушка. (С.Есенин).Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду. Жёлтые, красные, оранжевые. Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь на крыльях ветерка, они опускались по воздуху тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво. Прилетит кораблик, сядет на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами так важно, горделиво. (Д.Кайгородов).
V. В чем преобразующая сила музыки? Что она может сделать с человеком? Пусть эти поэтические строки помогут вам ответить на этот вопрос. Объясни их с позиции П.И.Чайковского Ф.Шопена И.С.Баха «Как многогранна музыка… Она звуча сквозь времени пласты В сердцах людских затрагивает струны Любви, печали, памяти, мечты».
Домашнее задание (примеры) 1. Написать о музыкальном произведении с позиции музыкального критика. (1. Что понравилось (не понравилось); Роль выразительных средств; Причина долговечности музыки композитора). 2. Подобрать поэтический эпиграф к музыкальному произведению. 3. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю. 4. Составить и красочно оформить программу концерта для родителей. 5. Сочинить сказку в форме рондо. 6. Перечислить литературные произведения, герои которых упоминаются в песне «Незнайка» 7. Какая музыка русских композиторов созвучна образному строю (иконы А.Рублёва)?
Применение данной технологии способствует: - - личностному развитию детей; - - повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом; - - росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; - - воспитанию активности и самостоятельности; - формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; - - овладению интонационно- образным языком искусства н на основе складывающегося опыта творческой деятельности и и взаимосвязей между различными видами искусства.