Дисциплина «Разработка управленческих решений» Тема 4: «Организация управления как система формирования управленческого решения»
Вопросы к обсуждению 1.Организация как социальная система для подготовки решений. 2.Основные понятия, используемые при описании системы подготовки решений: организационная операция, организационная процедура, блок-схема и схема формирования решения. 3.Основные преимущества системы формирования решения. 4. Стандартная информационная модель как основа проектирования организационной технологии для подготовки управленческого решения
В.1. Организация как социальная система для подготовки решений.
Ключевые фигуры процесса подготовки и реализации УР В процессе подготовки и реализации УР выделяют четыре ключевые фигуры: заказчик решения, разработчик решения, исполнитель решения и потребители решения. Каждую фигуру могут представлять несколько человек, групп или организаций, в том числе посреднических.
Заказчики решения Заказчиками решения могут быть: • руководители, которые будут организовывать его выполнение, либо сами будут его выполнять как исполнители; • вышестоящие руководители, которые поручат выполнение будущего решения нижестоящим руководителям; • надзирающие органы власти или управления (правительство, акционеры, наблюдательный совет, судебные органы, общественные организации и т.д.). Заказчики решения могут быть и разработчиками и исполнителями в одном лице.
Разработчики решения Разработчиками решения могут быть: отдельные специалисты, в том числе руководители, проектные организации, законодательные и надзирающие органы, общественные организации. Разработчики решения могут быть и его исполнителями.
Исполнители и потребители решения Исполнителями решения могут быть работники компаний или общественных организаций, которые согласно должностным инструкциям или договоренностям имеют такие обязанности. Потребителями решения являются: персонал или население, для которого готовится и "реализуется решение, руководители соответствующих уровней управления, организации или подразделения.
В.2.Основные понятия, используемые при описании системы подготовки решений: организационная операция, организационная процедура, блок-схема и схема формирования решения.
Иерархия функций, процедур и операций в ПРУР Согласно общей методологии управленческой деятельности подготовка и реализация УР включают определенную иерархию функций, процедур и операций.
Каждая конкретная функция ПРУР должна включать весь набор процедур, а каждая процедура должна включать набор общих функций, и, наконец, каждая общая функция должна включать необходимый набор операций. Каждая конкретная функция ПРУР должна включать весь набор процедур, а каждая процедура должна включать набор общих функций, и, наконец, каждая общая функция должна включать необходимый набор операций.
Варианты схем взаимодействия функций, процедур и операций При подготовке или реализации крупных УР используются три варианта схем взаимодействия функций, процедур и операций: • при масштабном характере конкретной функции ПРУР • при масштабном характере процедур ПРУР • при масштабном характере общих функций ПРУР
Понятие «функция» Функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненной общей цели управления.
В перечень конкретных функций ПРУР включаются: стратегическое планирование; управление управленческой деятельностью; коммуникации с внешней и внутренней средой; управление человеческими ресурсами; управленческое консультирование; управление производственной и обслуживающей деятельностью; формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм, техника управления).
Стратегическое планирование предусматривает подготовку и реализацию управленческих решений (ПРУР), ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании. Стратегическое планирование предусматривает подготовку и реализацию управленческих решений (ПРУР), ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании. Оно основано на принципах дальновидности, целеустремленности и перспективности.
Виды стратегий Стратегия (искусство генерала) — это общий, всесторонний план достижения целей. Широко используются следующие стратегии: • стратегия роста — план действий, предусматривающий увеличение ключевых показателей долгосрочного и краткосрочного плана компании; • стратегия ограниченного роста — план действий, основанный на достижении прошлых целей с учетом возможной инфляции; • стратегия сокращения — план действий, при котором ключевые показатели долгосрочного и краткосрочного плана компании ниже текущих.
Управление управленческой деятельностью Управление управленческой деятельностью связано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления. Руководитель любого подразделения работает в двух ипостасях — руководителя и специалиста в конкретной технической или биологической области.
Управление управленческой деятельностью Например, главный агроном должен заниматься не только агрономической, но и управленческой деятельностью. Руководители крупных компаний постоянно проводят учебу управленческого персонала либо силами своей компании, либо с помощью привлеченных лиц. В рамках данной функции УР отражают как организационную, так и методологическую сторону такого обучения.
Коммуникации с внешней и внутренней средой Коммуникации с внешней и внутренней средой ориентируют УР на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти УР затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий. Решения связаны с формированием лоббистских отношений, работой с неформальными группами в компании и др.
Управление человеческими ресурсами Управление человеческими ресурсами — эта функция входит в состав более широкой конкретной функции — управление персоналом. Под человеческими ресурсами подразумеваются: производительность труда, научный и практический потенциал, личностные качества человека в рамках данной функции отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.
Управленческое консультирование Управленческое консультирование в основном связано с УР ситуационного типа. Эти решения готовятся и реализуются в связи с обращениями, персонала или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других компаний, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления УР в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.
Управление производственной и обслуживающей деятельностью Управление производственной и обслуживающей деятельностью ориентирует УР на совершенствование функционирующей системы компании без ее перестройки. УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д.
Формирование системы управления компании Формирование системы управления компании отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование компаний. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию компании, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой. Примером такого решения является слияние или разделение компании.
В зависимости от масштабности, трудоемкости или сложности конкретные функции ПРУР могут быть разделены на более мелкие. Например, конкретная функция «Стратегическое планирование» может быть разделена на функции стратегического планирования: технологического, экономического, социального и организационного развития. Каждая из них имеет свои особенности подготовки и реализации.
Каждая конкретная функция может включать восемь процедур, разделенных на два этапа: подготовка и реализация УР. Каждая конкретная функция может включать восемь процедур, разделенных на два этапа: подготовка и реализация УР. Однако с позиций «Паблик рилейшн» реализация УР должна начинаться до или на стадии его разработки. Это необходимо для подготовки общественного мнения к будущему УР, учета возможных положительных и отрицательных реакций, внесения изменений в УР еще на ранней стадии его подготовки.
Восемь общих функций РУР, составляющих процедуру как совокупность функции РУР К общим функциям РУР относятся: 1) прогнозирование использования конкретных технологий и методов РУР, а также возможных результатов и последствий от каждого УР; 2) планирование состава и содержания выбранных технологий и методов РУР; 3) организация (административная, технологическая, финансовая, и др.) РУР; 4) стимулирование исполнителей, т. е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
Восемь общих функций РУР, составляющих процедуру как совокупность функции РУР 4) стимулирование исполнителей, т. е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР; 5) координация действий исполнителей, т. е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР; 6) контроль за выполнением действий; 7) информирование инициатора подготовки или реализации УР в ходе выполнения задания; 8) формирование архивной базы данных о процессе.
В процессе планирования принимают решения о: ● миссии и целях организации; ● состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации; ● стратегии и тактике достижения поставленных целей; ● бюджете организации; ● выборе инвестиционных проектов; ● целевых и рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках; ● стратегии ценообразования; ● каналах сбыта и распределения продукции; ● разработке новых видов товаров и услуг; ● способах проведения рекламных кампаний.
В процессе организации принимаются решения: ● о способах организации взаимодействия подразделений и работников организации; ● об организационной структуре; ● о пределах и распределении властных полномочий; ● о реорганизации фирмы вследствие изменения целей деятельности или состояния внешней среды организации.
В процессе мотивации принимаются решения о: ● нуждах и потребностях подчиненных; ● том, в какой мере удовлетворяются эти потребности; ● том, что необходимо сделать для повышения производительности труда подчиненных; ● методах и приемах мотивации конкретных работников.
В процессе контроля принимаются решения о том: ● как и по каким показателям следует оценивать результаты работы; ● как часто нужно измерять эти показатели; ● какие методы и процедуры контроля следует использовать в процессе управления организацией; ● насколько организация преуспела в достижении поставленных целей; ● какие изменения следует внести в работу фирмы, если цель бизнеса не достигнута.
Подсистема менеджмента Подсистема менеджмента – управляющая по отношению к другим подсистемам организации (подсистемам производства, функциональным службам и др.). Принятие управленческих решений связано с необходимостью воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние.
Принятие решения - это процесс, направленный: ● на поиск проблем системы; ● на постановку целей воздействия (определение желаемого состояния системы); ● на определение критериев достижения целей воздействия; ● на разработку альтернативных вариантов воздействия, их оценку и выбор; ● на внесение необходимых изменений в систему.
Схема управленческого решения как функции менеджмента