Единственный производитель Единственный производитель Индекс Херфиндаля-Хиршмана H 10 000 Уникальный продукт Коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса стремится к нулю Ер 0 Высокая рыночная власть Коэффициент Лернера близок к максимальному значению, L 1 Непреодолимые барьеры Совершенная информированность
Характер барьера Характер барьера Естественные монополии Патентные (лицензионные) монополии Сырьевые монополии Локальные монополии Особые предпочтения потребителей
Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция d1+d2+…+dn=D d=D
Пример 1. Доходы монополиста Пример 1. Доходы монополиста
Пример 1. Доходы монополиста Пример 1. Доходы монополиста
Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса МR (Q ) < P(Q)
При убывающей кривой спроса можно продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. При убывающей кривой спроса можно продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену.
MC =MR, MC =MR, где MR не определяется ценой, как при совершенной конкуренции.
1. «Монополист обладает максимальной рыночной властью и назначает запредельные цену». 1. «Монополист обладает максимальной рыночной властью и назначает запредельные цену». Нет! Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом
2. «Спрос на продукцию монополии является неэластичным в силу ее уникальности». 2. «Спрос на продукцию монополии является неэластичным в силу ее уникальности». Нет! Точка оптимума всегда лежит на эластичном интервале кривой спроса.
3. «Прибыль монополиста всегда является сверхвысокой». 3. «Прибыль монополиста всегда является сверхвысокой». Нет! Недостаточный рыночный спрос неэффективность производства и/или менеджмента высокие издержки и т.д.
1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции.
Функция рыночного спроса имеет вид Р=4-4Q, функция совокупных издержек фирмы TC=75+2Q+5Q2 . Найдите Q*и P* в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.
Более низкая эффективность использования ресурсов, чем при совершенной конкуренции Более низкая эффективность использования ресурсов, чем при совершенной конкуренции Более значительное нарастание Х-неэффективности Высокая рыночная власть, позволяющая диктовать цены и объемы выпуска
Способность отдельной фирмы влиять на рыночные цены Способность отдельной фирмы влиять на рыночные цены Коэффициент рыночной власти (Лернера) 1 способ: L = (P-MC)/P 2 способ: L =-1/Ed 3 способ: L=П/TR
Спрос на продукцию монополии описывается формулой Р=80-5q, а функция издержек ТС=5q2-20q+5. Спрос на продукцию монополии описывается формулой Р=80-5q, а функция издержек ТС=5q2-20q+5. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальна (q*)? Какова рыночная власть этой фирмы (L)?
Фирма максимизирует прибыль, реализуя свою продукцию по цене P=80 у.е. Фирма максимизирует прибыль, реализуя свою продукцию по цене P=80 у.е. Определите величину предельных издержек и предельного дохода фирмы, если ценовая эластичность спроса Еd=-2.
Факторы монопольной власти Факторы монопольной власти Количество и удельный вес основных игроков на рынке Характер их взаимодействия Барьеры вхождения в отрасль Уникальность продукта в глазах потребителей Уровень издержек рассматриваемой фирмы и ее конкурентов Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы и т.д.
Политика назначения разных цен на один и тот же товар для разных покупателей Политика назначения разных цен на один и тот же товар для разных покупателей Цель политики: max TR при TC=const (!!!)
Совершенная ценовая дискриминация (по доходам) Совершенная ценовая дискриминация (по доходам) Дискриминация на основе нелинейного образования («самоотбор») 3. Дискриминация на основе сегментации рынка (по эластичности)
Существенное различие потребительских предпочтений к данному товару (в том числе, эластичности спроса) у разных покупателей; Существенное различие потребительских предпочтений к данному товару (в том числе, эластичности спроса) у разных покупателей; Относительно низкие издержки выявления данных покупателей; Невозможность дальнейшей перепродажи товара.