ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист
8.1 Основные характеристики рынка чистой монополии Единственный производитель Индекс Херфиндаля-Хиршмана H 10 000 Уникальный продукт Коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса стремится к нулю Ер 0 Высокая рыночная власть Коэффициент Лернера близок к максимальному значению, L 1 Непреодолимые барьеры Совершенная информированность
8.1 Основные характеристики рынка чистой монополии Характер барьера Естественные монополии Патентные (лицензионные) монополии Сырьевые монополии Локальные монополии Особые предпочтения потребителей
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Совершенная конкуренция d1+d2+…+dn=D d=D
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Пример 1. Доходы монополиста
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Пример 1. Доходы монополиста
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса МR (Q ) < P(Q)
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии При убывающей кривой спроса можно продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену.
8.2 Экономическое равновесие фирмы-монополиста MC =MR, где MR не определяется ценой, как при совершенной конкуренции.
8.3 Ошибки и заблуждения 1. «Монополист обладает максимальной рыночной властью и назначает запредельные цену». Нет! Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом
8.3 Ошибки и заблуждения 2. «Спрос на продукцию монополии является неэластичным в силу ее уникальности». Нет! Точка оптимума всегда лежит на эластичном интервале кривой спроса.
8.3 Ошибки и заблуждения 3. «Прибыль монополиста всегда является сверхвысокой». Нет! Недостаточный рыночный спрос неэффективность производства и/или менеджмента высокие издержки и т.д.
8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции.
Задача 7 (стр. 86) Функция рыночного спроса имеет вид Р=4-4Q, функция совокупных издержек фирмы TC=75+2Q+5Q2 . Найдите Q*и P* в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.
8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии Более низкая эффективность использования ресурсов, чем при совершенной конкуренции Более значительное нарастание Х-неэффективности Высокая рыночная власть, позволяющая диктовать цены и объемы выпуска
8.5 Монопольная (рыночная) власть Способность отдельной фирмы влиять на рыночные цены Коэффициент рыночной власти (Лернера) 1 способ: L = (P-MC)/P 2 способ: L =-1/Ed 3 способ: L=П/TR
Задача 6 (стр. 86) Спрос на продукцию монополии описывается формулой Р=80-5q, а функция издержек ТС=5q2-20q+5. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальна (q*)? Какова рыночная власть этой фирмы (L)?
Задача 8 (стр. 86) Фирма максимизирует прибыль, реализуя свою продукцию по цене P=80 у.е. Определите величину предельных издержек и предельного дохода фирмы, если ценовая эластичность спроса Еd=-2.
8.5 Монопольная (рыночная) власть Факторы монопольной власти Количество и удельный вес основных игроков на рынке Характер их взаимодействия Барьеры вхождения в отрасль Уникальность продукта в глазах потребителей Уровень издержек рассматриваемой фирмы и ее конкурентов Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы и т.д.
8.6 Ценовая дискриминация Политика назначения разных цен на один и тот же товар для разных покупателей Цель политики: max TR при TC=const (!!!)
8.6 Ценовая дискриминация и ее типы (модели) Совершенная ценовая дискриминация (по доходам) Дискриминация на основе нелинейного образования («самоотбор») 3. Дискриминация на основе сегментации рынка (по эластичности)
8.6 Ценовая дискриминация. Условия ее проведения Существенное различие потребительских предпочтений к данному товару (в том числе, эластичности спроса) у разных покупателей; Относительно низкие издержки выявления данных покупателей; Невозможность дальнейшей перепродажи товара.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8 Оценить коэффициент рыночной власти вашей компании за последние пять-десять лет. Какова динамика данного коэффициента? Дать графическое изображение. Сравните (по возможности) полученные цифры с показателями ваших ближайших конкурентов. Проанализируйте данный фактор с точки зрения перспектив долгосрочного развития вашей компании и ее позиций на рынке.