Совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения поставленных государством целей. Совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения поставленных государством целей.
ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Предотвращение нежелательных колебаний экономического цикла; Контроль над уровнем инфляции; Обеспечение полной занятости; Стимулирование стабильных темпов экономического роста и др.
ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Дискреционная политика Целенаправленное манипулированиегосударственными расходами и налогами Автоматическая политика Принятие и законодательное закрепление мер, которые в дальнейшем действуют без вмешательства государства.
Графическое изображение стимулирующей политики Графическое изображение стимулирующей политики Краткосрочный период Долгосрочный период
Причины неэффективности дискреционных мероприятий Причины неэффективности дискреционных мероприятий Субъективизм Отсутствие точной экономической информации Невозможность достоверных прогнозов Временной лаг
Основной инструмент автоматической фискальной политики - государственный бюджет Основной инструмент автоматической фискальной политики - государственный бюджет
ФАЗА ПОДЪЕМА ФАЗА ПОДЪЕМА ФАЗА СПАДА
Профицит бюджета - 1 триллион 501,8 миллиарда рублей. Профицит бюджета - 1 триллион 501,8 миллиарда рублей. Доходы - 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей. Расходы - 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей.
Планируемые расходы Планируемые расходы "Общегосударственные вопросы" - 810 миллиардов 756,3 миллиона рублей, "Национальная оборона" - 821 миллиард 480,6 миллиона рублей, "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - 664 миллиарда 988,5 миллиона рублей. "Национальная экономика" - 497 миллиардов 805 миллионов рублей, ЖКХ - 52 миллиарда 175,7 миллиона рублей, …"Здравоохранение и спорт" - 206 миллиардов 182,5 миллиона рублей. …"Социальная политика - 211 миллиардов 245,5 миллиона рублей
АДАМ СМИТ «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) АДАМ СМИТ «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Налоговая система должна быть
Коэффициент, отражающий отношение прироста дохода к приросту налоговых сборов, Коэффициент, отражающий отношение прироста дохода к приросту налоговых сборов, mt = - MPC/MPS mt= - MPC/(1-MPC) где MPS - предельная склонность к сбережению, MPC - предельная склонность к потреблению. m налогов < m расходов По Кейнсу, налоговая политика имеет сравнительно более низкую эффективность по сравнению с политикой государственных расходов.
1. По объекту налогообложения 1. По объекту налогообложения Прямые – налоги на доходы от факторов производства и имущества, взимаются с денежных сумм (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество) Косвенные – налоги на товары, услуги и виды деятельности, являются частью цены товара или услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж и др.)
2. По субъекту налогообложения 2. По субъекту налогообложения федеральные региональные местные
3. По принципу целевого использования 3. По принципу целевого использования маркированные (платежи в пенсионный фонд, в дорожный фонд и др.); немаркированные налоги
4. По характеру налогообложения 4. По характеру налогообложения пропорциональные (средняя ставка налога с ростом дохода остается неизменной) прогрессивные (налоговые ставки растут по мере роста дохода) регрессивные (налог, составляющий бόльшую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода).
НАЛОГОВАЯ СТАВКА (t) НАЛОГОВАЯ СТАВКА (t) Доля выплачиваемой в бюджет части дохода в процентном выражении. t = Т/R, где Т – общая сумма собираемого налога, R – доход индивида или прибыль предприятия.
Нелинейная зависимость между налоговой ставкой и суммой сбираемого налога Нелинейная зависимость между налоговой ставкой и суммой сбираемого налога