Бюджетирование, Ориентированное на Результат (БОР): Основные Принципы и Применение в России А.Г. Морозов, ст.экономический советник, Всемирный Банк Презентация на Конференции «Социальная сфера в России и децентрализация: вопросы финансирования, управления и оценки деятельности»
Почему БОР? Проблемы с традиционной практикой бюджетного планирования: Стратегические приоритеты и цели отсутствуют, либо слабо связаны с бюджетным процессом Горизонт бюджетного планирования – один год Планирование ресурсов, а не результатов Отсутствие контроля за бюджетом, либо контроль за «целевым использованием бюджетных средств» Подробная смета бюджетных расходов Бюджет формируется «от базы» предыдущего года и существующей сети бюджетных организаций
Почему БОР? (продолжение) Качество и количество предоставляемых общественных услуг подразумевается, но не планируется Основа: функциональная и экономическая классификации расходов Нефункциональные системы учета и отчетности Внешний финансовый контроль как основа финансового контроля Финансовый контроль и аудит процедур использования бюджетных средств (а не результатов их использования) Итог: низкое качество бюджетов, низкая социально-экономическая эффективность использования бюджетных средств
БОР (СБОР) Четкая формулировка целей и приоритетов государственной политики Среднесрочное финансовое планирование (“потолки” расходов по программам) Среднесрочные «лимиты» выделения бюджетных средств Планирование бюджетных расходов в привязке к целям и приоритетам по программам и администраторам расходов Конкуренция между программами Ведомственная и программная классификация Учет и отчетность по программам и результатам
БОР (СБОР) (продолжение) Децентрализация управления и финансовой ответственности распорядителей и конечных получателей бюджетных средств Внутренний контроль и подотчетность Самостоятельность в оперативном управлении расходами, экономии средств, изменении структуры затрат Мониторинг результативности расходов (достижение результата = целевое использование средств) Управление по результатам, достигнутым с использованием бюджетных средств Стимулирование министерств и их персонала по результатам деятельности
История БОР: Страновой аспект 1965: ООН «Руководство по программному бюджетированию и БОРу» 80-е: НЗ и Австралия, фокус на непосредственные результаты 90-е: Внимание – конечным результатам; США, Швеция, Нидерланды, Великобритания, ряд других стран 2000-е: Франция, Турция, Япония, другие страны 2003-2004: Россия
Основные элементы СБОРа стратегическое планирование система финансового управления и мониторинга управление по результатам
Стратегическое планирование определение миссии, целей и задач определение списка показателей для целей и задач Требования: адекватность, измеримость, объективность, отслеживаемость во времени, ограниченность количества показателей (приоритетность) определение приоритетных целей и задач определение целевых значений показателей для приоритетных целей и задач определение комплекса мер (программ), ориентированных на достижение целевых значений показателей
Стратегическое планирование: пример Великобритании Министерство труда и социального обеспечения Конечная цель: Содействовать наличию возможностей и независимости у всего населения Непосредственная цель №1: Обеспечение наилучших начальных возможностей для всех детей и ликвидация бедности среди детей к 2020 г. Тактическая задача №1 (совместная задача с Минфином): Вдвое сократить количество детей, проживающих в семьях с относительно низким уровнем дохода (с 1998-99 по 2010-11 гг), а именно: На 5% снизить долю детей, живущих в безработных семьях (с весны 2005 по весну 2008 г.) К марту 2008 г. до 65% увеличить долю родителей с детьми, одновременно получающих как доплату и пособие по безработице, так и детские пособия.
Система финансового управления и мониторинга среднесрочное бюджетное планирование по программам расчет стоимости единицы услуг и непосредственного результата система госзакупок контроль за использованием бюджетных средств система бухгалтерского и управленческого учета система управления активами (помещениями, оборудованием и т.д.) система внутреннего аудита («аудита эффективности»)
Управление по результатам мониторинг показателей выявление отставания (недостижения целевых значений) определение причин отставания для приоритетных показателей разработка оперативных мер (управленческих и финансовых) по исправлению ситуации разработка альтернативных программ принятие административных, управленческих и финансовых решений исходя из достигнутых результатов
БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд
БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд (продолжение) Сфера: Здравоохранение и социальные услуги Область: Услуги семьям, детям и молодежи Программа: Пособия на детей Программный компонент: Предоставление детских пособий и пособий работающим родителям Миссия программного компонента: повысить обеспеченность семей с низким уровнем дохода посредством субсидирования стоимости услуг по содержанию детей и предоставления временной финансовой поддержки нуждающимся семьям Содействует достижению следующих целей местного сообщества: 1. обеспечение безопасности детей и взрослых; 2. достижение максимального уровня обеспеченности индивидуумов и семей
БОР: пример графства Монтгомери, штат Мериленд (продолжение) Программные мероприятия (2001-2004 - факт; 2005 г - план): Конечные результаты - Показатель №4: процент семей, получающих пособия на содержание детей Качество услуг - Процент семей, оценивающих качество оказанных им услуг как «хорошее» и выше Эффективность услуг - Показатель№1: Средний размер пособия на содержание детей (долларов на ребенка в месяц) Непосредственные результаты - Показатель №2: Количество семей (из числа обследованных), которым подтверждено право на получение пособия на содержание детей Ресурсы - Показатель №1: Расходы на выплату пособий на содержание детей
Некоторые Выводы для России Многолетний процесс и этапность Постепенность, «от простого – к сложному» Стратегическое планирование – начальный пункт Межведомственные задачи – на потом Опора на показатели с хорошей статистической базой Показатели непосредственного результата более важны в краткосрочном плане, чем конечного
Некоторые Выводы для России (продолжение) Выбор приоритетов Выбор приоритетных целей и задач В системе фин.менеджмента акцент на системе госзакупок может дать максимальный бюджетный эффект в краткосрочной перспективе Системы ведомственного бюджетного планирования, учета и отчетности – залог успеха в долгосрочной перспективе Региональные инициативы Разные регионы могут иметь разные приоритеты Этапность и последовательность действий по БОРу не определена, эксперименты могут помочь Эксперименты – на уровне разных субъектов РФ, но не администраторов бюджетных средств