Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ доктор медицинских наук, профессор Флек Виталий Олегович
Функциональный бюджет Бюджет, составленный и исполняемый на основе калькуляции расходов на выполнение функций, отдельных видов работ и достижение определенных результатов
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) –альтернативный затратному подход к бюджетному процессу, обеспечивающий прямую увязку бюджетных расходов с результатами бюджетных услуг для общества БОР – это метод, который: позволяет получить ответ на вопросы, какие результаты будут (были) достигнуты посредством использования бюджетных средств и как они были достигнуты генерирует информацию, позволяющую измерить результаты и повысить эффективность (пере)распределения расходов в соответствии с приоритетами государственной политики предоставляет большую свободу (пере)распределения бюджетных средств
«…Необходимо создать систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов – как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей…» (из бюджетного послания на 2003 год Президента Российской Федерации В.В.Путина)
Критерии успешной деятельности здравоохранения Результативность – обеспечение всеобщего и равноправного доступа к гарантированной государством медицинской помощи населению со стандартным уровнем качества Эффективность деятельности Показатели структуры и объемов мед.помощи в рамках ППГ и фед. и региональных целевых программ (макроуровень) Показатели качества предоставляемой медицинской помощи (микроуровень) Оценка предотвращенного экономического потенциального ущерба (соотношение затрат на предоставление медпомощи с экономическим ущербом, наносимым заболеваемотью и смертностью населения) - макроуровень Оценка использования ресурсов – микроуровень
Отчетность по международным стандартам Методика распределения финансовой помощи Новый статус бюджетных организаций Целевое использование средств в соответствии с планом Самостоятельность административных структур Казначейство Бюджетирование по результатам Денежное исполнение Среднесрочный финансовый план Сбалансированность бюджета Управление бюджетными ресурсами (2002-2012) Управление бюджетными ресурсами (1991-2001) Разграничение расходных и доходных полномочий Логика развития управления общественными финансами
ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ БОР В СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Повышение качества и доступности медицинской помощи населению Усиление подотчетности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения обществу Усиление связи между приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения и структурой бюджетных расходов Улучшение качества информации об объемах медицинской помощи и их финансированию для принятия управленческих решений Повышение эффективности бюджетных расходов
Стратегия системыздравоохране-ния-повышение эффективности.доступ-ности и качества медицинской помощи населению БОР в системе здравоохранения на основе формирования и исполнения ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ управление системой здравоохранения и ОМС Создание федеральной и региональной моделей счетов здравоохранения на основе источников финансирования. типов учреждений. функций и финансирующих организаций Необходимость внедрения метода БОР систему здравоохранения
Увязка объема и структуры бюджета с ожидаемыми фактическими результатами \\объем, ассортимент и качество медицинских услуг\\ Распределение общего объема расходов между ЛПУ \\бюджетополучателями\\ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ Метод БОР Затратный метод Планирова-ние бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПО ВИДАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГОС- ГАРАНТИЙ И ФИНАНСОВЫХ НОРМАТИВОВ РАСХОДОВ НА ЕДИНИЦЫ ОБЪЕМОВ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СМЕТЕ РАСХОДОВ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
ГЛАВНОЕ – РЕЗУЛЬТАТ –ОБЪЕМ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ВИДАМ НЕ ПРЕПРЕДУСМАТ-РИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЪЕМАХ И КАЧЕСТВЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ФОРМАТ ПРОЕКТА ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
+ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ ОБЪЕМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ТАРИФОВ ЗА ЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕ-НИЕМ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
СВОБОДА В РАСПОРЯЖЕНИИ РЕСУРСАМИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОДОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ОГРАНИЧЕНА САМОСТОЯТЕЛЬ-НОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕ-НИЕМ И БЮДЖЕТОПОЛУ-ЧАТЕЛЕЙ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ НА УРОВНИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УРОВНИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
АКЦЕНТ НА ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ- ОБЪЕМЫ ПО ВИДАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ГОДОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ФАКТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО УТВЕРЖДЕННЫХ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
ДОМИНИРУЕТ ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ \\САМОКОНТРОЛЬ\\ ДОМИНИРУЕТ ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЕВОЕ \\ ПО ВИДАМ РАСХОДОВ\\ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ФОКУС КОНТРОЛЯ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
РЕЗУЛЬТАТЫ \\ОБЪЕМ УСЛУГ И ИХ КАЧЕСТВО\\ ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ЗАТРАТ ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ Метод БОР Затратный метод Планирование бюджета Отличия БОР затратного метода бюджетирования в здравоохранении
СПОСОБЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО МЕТОДУ БОР ПО ТАРИФАМ : дифференцированным по профилям отделений и специальностям на группу объединенных заболеваний на выбывшего больного на заболевание на выбывшего больного на простые медицинские и иные услуги
Что является результатом деятельности в здравоохранении? Для учреждений здравоохранения – объемы и качество медицинских услуг; Для системы здравоохранения – модель конечных результатов деятельности, отражающая доступность, качество и эффективность медицинской помощи населению; Для пациента – удовлетворенность представляемой ему медицинской помощью.