Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации
Классификация критериев форм финансового контроля: Классификация критериев форм финансового контроля: 1. По форме проявления 2. По времени проведения 3. По содержанию 4. По степени императивности (безусловности подчинения) 5. По сфере финансовой деятельности 6. По субъектам контроля 7. По методам проведения
Методы финансового контроля Методы финансового контроля Проверки Обследование Надзор Анализ финансовой деятельности Наблюдение (мониторинг) Ревизия
1) Интегрированная схема внутреннего контроля COSO (США); 1) Интегрированная схема внутреннего контроля COSO (США); 2) Указания по внутреннему контролю (Великобритания); 3) Закон Сарбейнса-Оксли (США); 4) Управление рисками-Интегрированная схема (США) 5) Стандарты PCAOB / PCAOB Standards; 6) Цели контроля в сфере информационных технологий (COBIT); 7) Корпоративное управление: Правильный баланс 8) Указание о рассмотрении структуры ВК при аудите финансовой отчетности (SAS 55, 78)
Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission) COSO образован в 1985 году в США
Комиссия Тредвея была организована и финансируется: Комиссия Тредвея была организована и финансируется: Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), Американской ассоциацией бухгалтеров (AAA), Международной ассоциацией финансовых руководителей (FEI), Институтом внутренних аудиторов (IIA) и Институтом бухгалтеров по управленческому учёту
Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: - Эффективность и продуктивность операций - Надежность финансовой отчетности - Соблюдение законов и правил.
Модель внутреннего контроля, предложенная COSO, состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: Модель внутреннего контроля, предложенная COSO, состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: - Контрольная среда Оценка рисков Средства контроля Информация и коммуникация Мониторинг
В структуру системы внутреннего контроля входят: В структуру системы внутреннего контроля входят: Контрольная среда. Механизмы и средства внутреннего контроля. Система оценки рисков.
Принципы функционирования системы внутреннего контроля: Принципы функционирования системы внутреннего контроля: 1. Принцип ответственности 2. Принцип сбалансированности 3. Принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях 4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем 5. Принцип постоянства 6. Принцип комплексности 7. Принцип распределения обязанностей
Типичные ошибки в организации внутреннего контроля Типичные ошибки в организации внутреннего контроля Контроль «по случаю» Тотальный контроль Скрытый контроль Контроль любимого участка Контроль-проформа Контроль-недоверие Контроль без обратной связи Поверхностный контроль
Пять форм СВК: Пять форм СВК: структурно-функциональная форма контроля; контрольно-ревизионная служба; ревизионная комиссия; аутсорсинг и ко-сорсинг. служба внутреннего аудита;
Внутренний аудит в Международной практике Внутренний аудит в Международной практике The Institute of Internal Auditors, является крупнейшей в мире профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов
Внутренний аудит в России Внутренний аудит в России Российский Институт внутренних аудиторов (Некоммерческое партнерство — НП «ИВА»), созданный в 2000 году, является профессиональной ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов
Функции внутреннего аудита: Функции внутреннего аудита: организация и координирование действий по обеспечению сохранности активов компании; проверка объективности учетной финансовой информации; стимулирование повышения эффективности финансовых операций; контроль за четко определенной политикой и процедурами компании.
Внутренний аудит можно условно разделить на три вида: Внутренний аудит можно условно разделить на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности.
Нормативно-правовая база Нормативно-правовая база - Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193; - Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ; Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н; Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р; Бюджетное Послание Президента РФ от 28.06. 2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах»; Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р «Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами»
Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором (главным распорядителем), в рамках закрепленных за ними бюджетных полномочий. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором (главным распорядителем), в рамках закрепленных за ними бюджетных полномочий.
При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия: При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия: а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов; б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур); в) сверка данных; г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится: Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится: до начала очередного финансового года; при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля; в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены: К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены: 1) контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; 2) контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство ПБС; 3) контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счёт средств бюджета.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих мероприятий: разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита; внедрение риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита; внедрение системы внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита; подготовка и переподготовка должностных лиц – участников бюджетного процесса и получателей средств из бюджета.