Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС Материалы постоянно- действующего в МБДОУ семинара. (семинар №1) Разработала: заместитель заведующей по ВиМр МБДОУ №2 «Дюймовочка» Низсковских С.В.
В соответствии с ФГОС среда ДОО должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоциональное благополучие детей, а также проявлений к их человеческому достоинству их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в т.ч. и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС,а также материалов, оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободы выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования, профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных профессиональных потребностей и мотивов; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания, образования, здоровьесбережения; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Основные требования к построению среды (РППС) в ДОО В соответствии с ФГОС и образовательной программой РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка и учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Принципы построения РППС в ДОО основаны на психолого- педагогической концепции современного ДОО, которая сводится к социальной ситуации развития ребенка. Развиивающая предметно- пространственная среда в ДОО должна быть: - содержательно- насыщенной; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; -безопасной.
Безопасная среда все элементы РППС ддолжны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и и безопасности их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности
Содержательно- насыщенная среда. Среда, включающая средства обучения (в т.ч. технические), материалы(в т.ч расходные) инвентарь, игровое , спортивное и оздоравливающее оборудование, которые позволят обеспечить различные виды деятельности детей их эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно- пространственным окружением, возможность самовыражения.
Трансформируемая среда Возможность обеспечивать изменения в зависимости от образовательной ситуации,в т.ч меняющихся интересов и возможностей детей
Полифункциональная среда Разнообразное использование составляющих развивающей предметно- пространственной среды
Вариативная среда свобода в выборе детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободуа в выражении своих чувств и мыслей.
Формирование самостоятельности, ответственности, инициативности у детей в условиях среды Дети должны чувствовать, что образовательная ситуация в группе будет строиться с учетом детских интересов; среда должна быть вариативной(состоять из мастерских, исследовательских площадок, студий, библиотечек, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию; среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
Особенности организации РППС для игровой деятельности Среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей; игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым; дети должны иметь возможность участвовать в обновлении игровой среды.
Особенности организации РППС для познавательной деятельности Среда должна быть насыщенной; Предоставлять возможность ребенку для для активного исследования и решения задач; Содержать современные материалы (конструкторы, м-лы для формирования сенсорного опыта, наборы для экспериментирования)
Особенности организации РППС для физического развития Стимулирование физической активности детей, присущее им желание двигаться, познавать; побуждать к подвижным играм(возможность использовать игровое и спортивное оборудование); игровая площадка должна предоставлять возможность для развития крупной моторики; игровое пространство(как на площадке, так и в помещении должно быть трансформируемым(меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности.
Изменения , которые необходимо внедрить в практику МБДОУ при создания РППС в соответствии с ФГОС