Работа по преемственности с БОШ № 2 Подготовила: старший воспитатель – Даценко О.А.
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова». Д.Б.Эльконин
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Одним из направлений нашего дошкольного учреждения является - тесное сотрудничество с Бахчисарайской общеобразовательной школой № 2. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
В связи с этим, ежегодно разрабатывается совместный план работы дошкольного учреждения и школы. Так, в январе в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 14 «Вишенка» прошёл день открытых дверей, были приглашены родители воспитанников и учителя младших классов БОШ №2 – Турянская Светлана Эдуардовна и Османова Гульнара Рустемовна.
Вниманию гостей педагоги дошкольного учреждения совместно с дошколятами старших возрастных групп продемонстрировали интегрированные занятия: - в разновозрастной средне – старшей группе «Знайки» воспитатель – Гузюк Раиса Евгеньевна провела образовательную деятельность для обеих возрастных подгрупп, цель которого - подбор прилагательных к существительному; - ориентация во времени (утро, день, вечер, ночь); - дни недели; - соседние числа; - сравнение множеств на основе счёта и соотнесения предметов; - сравнение рядом стоящих чисел; - получение равенства, неравенство предметов, добавляя или убирая к количеству один предмет; - цифровой ряд от 1 до 10; - сравнение предметов по количеству; - звуковой анализ слов; - состав предложений с заданным словом; - времена года, месяцы зимы и их признаки.
Особое внимание педагог уделяла индивидуальной работе с дошкольниками, с учётом их особенностей и возможностей. В заключение работы, старания детей были вознаграждены.
В разновозрастной средне-старшей группе с образованием на крымскотатарском языке «Фиданлар» («Листочки») непосредственно-образовательная деятельность прошла с дошкольниками старшего дошкольного возраста; подготовила и провела воспитатель - Куртмуллаева Лера Ильясовна, программное содержание: - ход и последовательность сезонных изменений в природе, объектами природного окружения; - виды деревьев и кустарников, животные Крыма; - слова на заданный звук; - местоположение звука в слове; - единицы речи: звук, слово, слог; - состав предложений с заданным словом; - звуковой анализ слов; - счёт от 1 до 8, от заданного числа; - соседние числа; геометрические фигуры; - дни недели; - ориентировка в пространстве.
В данной группе весь непосредственно-образовательный процесс системно проходит на двух языках: русском и крымско-татарском.
В ходе работы с детьми воспитатели особое внимание уделяют тому, чтобы ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. По завершению Дня открытых дверей, когда у каждого родителя воспитанников была возможность задать интересующий их вопрос как педагогам дошкольного образования, так и школьного, был проведён педагогический анализ просмотренной образовательной деятельности. В целом, отмечено, что подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе идёт на должном уровне. Одним из факторов педагогической работы, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в воспитательно-образовательном процессе, ставшей традиционной ежегодно. Цель показа открытого занятия определяется выявлением уровня у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. В государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию написано: содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: ● коммуникативно-личностное развитие; ● познавательно-речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, что предполагает формирование у детей предпосылок учебной деятельности. Поэтому ведущей целью педагогов по подготовке к школе является формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др).
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский А помогаем детям мы, взрослые. Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В воспитательно-образовательном процессе педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.