900igr.net
Нормально развивающиеся учащиеся первого класса успешно справляются с вбрасыванием фигур в «коробку форм», с построением элементарных и сложных фигур из палочек, не испытывая при этом никаких затруднений. Могут дать вербальный отчет о проделанном, адекватно называют все фигуры, что свидетельствует о сформированности не только представлений, но и соответствующих понятий. При выполнении действуют быстро и рационально.
Дополнение контуров геометрических фигур - прямоугольника и квадрата - не вызывает особых трудностей. Несколько хуже дополняются первоклассниками контуры кругов. Ошибки связаны с недостаточным развитием представлений о форме круга и несовершенством зрительно-моторной координации. Более трудным оказывается симметричное дорисовывание контуров геометрических фигур и предметов. Ошибки свидетельствуют о недостаточном понимании принципа пространственной обратимости, неумении представить величину в условиях зрительного соотнесения.
Большинство детей справляются с перешифровкой на 180° геометрических фигур. При исследовании представлений о пространственных отношениях выявляется, что 95% первоклассников могут по словесной инструкции расположить один предмет относительно другого. Значительно более сформированными оказываются у этой категории детей представления о направлениях пространства.
Таким образом, у нормально развивающихся первоклассников оказываются полностью сформированными представления и понятия о форме предметов. Однако представления о величине и понимание принципа пространственной обратимости находится в стадии формирования. Даже при осуществлении более сложных видов деятельности нормально развивающиеся первоклассники активно ищут смысловые подкрепления и в большинстве случаев самостоятельно находят правильное решение. Следует констатировать, что представления о пространственных отношениях предметов оказываются достаточно сформированными.
Подготовительный класс: Вбрасывание фигур в «коробку форм»: самостоятельно и рационально справляются 25% учеников. Дети еще не могут проанализировать расположение фигуры в пространстве, не выделяют из объемной формы составляющие ее плоскостные, не могут соотнести величину сторон треугольника и полукруга и осуществить нужный разворот, соотнести с соответствующей прорезью. Вместе с тем при оказании организующей помощи эти дети выполняют задание, т.е. возможность его решения оказывается для них в «зоне ближайшего развития».
Построение по словесной инструкции элементарных геометрических фигур - треугольника, квадрата и прямоугольника - доступно 95% детей. Построение «домика» доступно всем детям. Особые трудности вызывает воспроизведение «лесенки». Дети не улавливается принцип построения фигуры из-за неумения проанализировать форму. Половина детей не могут самостоятельно дополнить контуры треугольника и квадрата. Представление о форме круга сформировано крайне недостаточно. Ошибки свидетельствуют о слабой сформированности представлений и о недостаточном развитии зрительно-двигательной координации.
Более трудным для детей оказывается симметричное дорисовывание контуров предметов. Элементарные представления о форме доступны детям с ЗПР уже на первом году обучения, но усложнение заданий вызывает трудности. В единичных случаях дети с ЗПР подготовительного класса могут определить правую и левую руки у себя и у экспериментатора, сидящего напротив. Все учащиеся подготовительного класса испытывают затруднения при перешифровке геометрических фигур на 180°. Самостоятельно не справляется ни один ребенок. Дети не могут осуществить и словесно определить положения предметов относительно друг друга, выраженные предлогами «за», «перед», «над», «на».
Учащиеся с ЗПР первого класса : 90% детей с наиболее легким заданием - вбрасыванием фигур в «коробку форм» - справляются самостоятельно, обнаруживая и хорошее понимание инструкции, и достаточный уровень ориентировки. С построением из палочек по вербальной инструкции элементарных геометрических фигур и «домика» справляются все дети. С построением «лесенки» из палочек самостоятельно справляются лишь 20%. Ошибки свидетельствуют о недоразвитии способности к анализу формы и проявляются в неумении вычленить отдельные звенья, из которых состоит фигура, понять принцип построения и т.д.
Симметричное дорисовывание контуров геометрических фигур и предметов оказывается сложным для учеников первого класса. Несколько лучше первоклассники справляются с симметричным дополнением контуров квадратов. Дети еще не способны самостоятельно проанализировать форму и величину и найти правильный принцип построения и дополнения. У них не сформировано понимание принципа пространственной обратимости, выявляется недоразвитие зрительно-двигательной координации. При исследовании сформированности представлений о направлениях в пространстве: полностью ориентированы в правом и левом у себя и у собеседника, сидящего напротив, 40% детей.
Учащиеся с ЗПР второго класса : Некоторые задания («коробка форм», построение из палочек элементарных геометрических фигур по словесной инструкции) выполняются всеми учащимися. При решении задач на дополнение контуров геометрических фигур: достаточная сформированность у детей пространственных представлений о формах треугольника и квадрата. Дети успешно овладевают симметричным дорисовыванием контуров геометрических фигур и предметов
Заметное продвижение наблюдается и в развитии зрительно-двигательной координации (линии становятся более четкими, уверенными). Ориентировка в направлениях пространства относительно определения сторон собственного тела уже в основном сформированна. С перешифровкой на 180° геометрических фигур успешно справляются 50% детей, обнаруживая достаточно высокий уровень ориентировки.
Учащиеся с ЗПР третьего класса: Все испытуемые справляются с построением из палочек фигур. Сформированы представления о форме квадрата и треугольника. Симметричное дорисовывание этих форм также не вызывает затруднений. При симметричном дорисовывании контуров фигур, несмотря на положительную динамику, отмечаются трудности, свидетельствующие как о несформированности представлений о симметричности, так и о недостаточности зрительно-двигательной координации. Однако эта несформированность проявляется в сравнительно небольшом количестве случаев.
Учащиеся с ЗПР четвёртого класса: Исчезают ошибки в определении сторонности у себя, у экспе риментатора, сидящего напротив, и на изображениях. С перешифровкой на 180° геометрических фигур справляются 70% испытуемых.
Суммируя данные, можно говорить об определенной положительной динамике, что свидетельствует о наличии потенциальных возможностей у детей с ЗПР 7-10 лет. Однако, процесс развития пространственных представлений у детей с ЗПР происходит медленно, с трудом, со значительной задержкой по сравнению с нормально развивающимися детьми. Раньше и успешнее формируются представления о форме предметов. Выявляется тесная связь и взаимозависимость при формировании всех категорий пространственных представлений, т.е. развитие каждой последующей пространственной формы зависит от уровня сформированности предыдущей.
С заданием вбрасывания объемных фигур в «коробку форм» справляются самостоятельно 20% умственно отсталых учеников первого класса. Дети пытаются с силой вдавливать фигурки в несоответствующие прорези, либо не могут осуществить правильный поворот над отверстием. Дети не усваивают принципа действия. При построении по вербальной инструкции элементарных геометрических фигур они испытывают определенные затруднения. Назвать соответствующим термином сложенную из палочек фигуру не может ни один ребенок.
Построение по памяти «домика» из палочек осуществляют 50% детей, остальные копируют по оставленному образцу. С созданием из палочек более сложной формы - «лесенки» - с первого предъявления не справляется ни один первоклассник. Даже при оказании всех видов помощи уровень выполнения не улучшается. Иногда умственно отсталые дети строят совершенно неадекватно, не руководствуясь виденным образцом, демонстрируя полное отсутствие анализа заданной фигуры.
Дорисовка кругов на первом году обучения не доступна ни одному ребенку. Ошибки свидетельствуют о непонимании принципа построения фигур вследствие неумения анализировать формы , определять величину. Также обнаруживается недостаточное развитие зрительно-двигательной координации (несовпадение линий с точками соединения, несовершенство линий и т.д.). С заданием симметричного дорисовывания контуров геометрических фигур и предметов не справляется ни один ребёнок. Выявляется несформированность представлений о форме предметов, полное непонимание операций пространственной обратимости и принципа симметричности.
Правильно ориентироваться в правом и левом у себя могут лишь 50% умственно отсталых перво классников. Осуществление перешифровки на 180° геометрических фигур оказывается для этих детей совершенно недоступным. Оказание помощи неэффективно.
Таким образом, пространственные представления о признаках предметов у умственно отсталых детей первого года обучения значительно недоразвиты. Представления о направлениях в пространстве у умственно отсталых учеников первого года обучения не сформированы. Исследования выявляют у умственно отсталых детей третьего года обучения очень незначительную положительную динамику лишь в формировании элементарных пространственных представлений о признаках предметов. Некоторая положительная динамика отмечается у этой категории детей при исследовании умения ориентироваться в пространстве. Наименее сформированы: представления о величине предметов, направлениях пространства и отношениях предметов.
Общие закономерности. У всех детей раньше и успешнее развиваются представления о форме предметов. Несколько медленнее формируются представления о величине и понимание принципа пространственной обратимости. Представления о направлениях пространства и о пространственных отношениях развиваются значительно позднее. Выявляется тесная взаимозависимость при формировании всех трех форм пространственных представлений. Степень сформированности предыдущей влияет на развитие последующей, более сложной.
Специфические особенности. Нормально развивающиеся школьники: 1 год обучения: достаточно высокий уровень развития пространственных представлений и понятий. 3 год обучения: проявляется их полная сформированность, умение действовать рационально, создавать внутреннюю программу действий и контроли ровать свое выполнение. Для успешного выполнения более сложных заданий достаточно легкой организующей помощи.
Дети с ЗПР: Достаточно хорошо используют помощь и могут перенести экспериментально усвоенные способы решения на аналогичные задания. 1 год обучения: низкий уровень развития пространственных представлений. Зачастую допускают ошибки, свойственные нормально развивающимся детям более младшего возраста, что свидетельствует о незрелости данной функции.
В отличие от умственно отсталых учеников, за четыре года обучения проделывают значительную положительную динамику, что по многим количественным показателям приближаются к нормально развивающимся сверстникам. Положительная динамика в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР свидетельствует о наличии у них значительных потенциальных возможностей.
Умственно отсталые дети: Даже при оказании всех видов помощи не улучшают уровня выполнения заданий. 1 год обучения: крайне низкий уровень сформированности пространственных представлений и отсутствие пространствен ных понятий. За три года обучения демонстрируют очень незначительное продвижение, касающееся лишь элементарных представлений. Незначительная динамика за годы обучения.
Задания на дорисовывание контуров геометрических фигур и варианты ошибок
Задания на симметричное дорисовывание фигур и предметов
Варианты ошибок, допущенных детьми с ЗПР при симметричном дорисовывании предметов
Варианты ошибок, допущенных детьми с умственной отсталостью при симметричном дорисовывании предметов
Задания на выявление уровня ориентировки в направлениях пространства