900igr.net
Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи – изменение социально-экономических процессов в обществе, целей образования. Проблема – поиск новых форм работы с семьёй взамен традиционных (информирование и просвещение родителей).
Традиционные формы работы с родителями: посещение семьи; информационные стенды; консультации, беседы; родительские собрания Современные формы сотрудничества: семейный клуб; «телефон доверия»; интерактивные методы; мастер-класс; конкурсы и выставки творческих работ; игротека.
Значение активных форм работы с семьёй – родители не только повышают компетентность в вопросах воспитания ребёнка, но и понимают причины своих проблем, вырабатывают навыки эффективного взаимодействия с детьми. Принципы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи: психологическая комфортность; деятельность; целостность; минимакс; вариативность; непрерывность; творчество.
Этапы в работе с родителями: 1 – самоопределение к развитию как родителя. 2 – проектирование образовательного маршрута 3 – реализация образовательных маршрутов родителей. 4 – рефлексия образовательной деятельности Группы родителей: родители-лидеры; родители-исполнители; родители-критические наблюдатели
Задачи взаимодействия ДОУ и семьи: установление партнёрских, сотруднических отношений с семьёй каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей; формирование гуманных отношений между детьми и родителями.
Актуальность данной формы взаимодействия: Даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью дружной семьи. Систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания. Родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить. Ребёнок может самореализоваться, самосовершенствоваться и творчески раскрыться. ПОРТФОЛИО СЕМЬИ
Ценность портфолио: Сближаются все члены семьи. Формируется положительная характеристика семьи. Ребёнок развивается, раскрывается, воспитывается. Совершенствуются детско-родительские отношения. Возникает потребность в сотрудничестве ДОУ и семьи.
Особенности портфолио: не имеет единой фиксированной структуры; отражает индивидуальность и самобытность авторов; презентация портфолио не является целью его создания; результат если и есть, то всегда отсрочен во времени.
Примерная структура портфолио: «Генеалогическое дерево»; «История семьи в картинках»; «Семейные традиции»; «Наши увлечения»; «Мы путешествуем» и т.д. Обязательные разделы портфолио: Титульный лист (дата начала, тема); Портрет семьи (фото, рисунки); Анкетные данные (ребёнка, членов семьи); Генеалогическое дерево; Герб, девиз.
Вариант портфолио 1 «Стандартный» № Разделы Рубрики 1 Портрет Герб семьи. Генеалогическое дерево. Семейные традиции. 2 Коллектор «Советы» - статьи, публикации 3 Рабочие материалы История семьи в картинках. Наши увлечения. 4 Достижения Наши успехи.
Вариант портфолио 2 «Семейные традиции» Разделы Содержание Материалы Где эта улица? Где этот дом? Домашний адрес Видео, фото, рисунки о городе, улице, доме, квартире, в которой они проживают Паспорт семьи Сведения о членах семьи Семейный альбом, копии документов о браке, свидетельства о рождении, крещении Семейный проект «Мама, папа, я – здоровая семья» Обсуждение и составление: семейного кодекса здоровья; пирамиды и термометра семейного счастья; герба семьи; оборудование домашнего стадиона. Совместные мероприятия: походы, экскурсии, спортивные досуги, секции. Участие членов семьи в соревнованиях на уровне ДОУ, города, области. Обмен опытом семейного воспитания. Оформление альбомов с рисунками, рассказами. Грамоты, благодарности за участие в соревнованиях, проводимых в семье, ДОУ, городе, области. Антропометрические данные ребёнка, мнение ребёнка о здоровье, заметки родителей о переживаниях, чувствах, когда он болел. Видео и фотоматериалы. Семейный проект «Семейные традиции» Семейная хроника. Семейные праздники (ритуалы, обряды). Волшебный мир домашнего музея. Домашний театр: разработка сценария представления, изготовление атрибутов к представлению всеми членами семьи. Награждение, изготовление подарков. Обмен опытом семейного воспитания. Детская страничка: «Я – сын, я – внук, я – друг, я – созидатель, я – гражданин» Родословная семьи. Письма, открытки от родственников. Альбомы со старыми фотографиями, семейные реликвии. Фото и видеоматериалы о празднике. Семейный вернисаж. Персональные выставки рисунков членов семьи. Сценарии, атрибуты. Наши успехи Обсуждение и анализ Дипломы, грамоты, благодарности. Фото постройки дома, дачи, детской площадки, цветника.
Вариант портфолио 3 «Моя семья» Структура портфолио: Фотографии членов семьи. Наш девиз. Герб семьи. Вернёмся в прошлое (генеалогическое дерево). Традиции семьи. Наши увлечения. Хобби. Наши достижения (грамоты, дипломы, газетные вырезки, фотографии).
Вариант 4 «Папа, мама, я – туристская семья» Структура портфолио: Портрет «Папа, мама, я – туристская семья»: генеалогическое дерево, герб, символ, девиз, портрет семьи (фото, рассказы, рисунки). Коллектор: статьи из газет, журналов о туризме, методическая литература, перечень спортивных игр, «правила поведения» (ОБЖ), атласы, карты. Рабочие материалы: фото и видео, рассказы о походах, выездах, туристические маршруты, семейная летопись, семейные традиции. Достижения, грамоты, дипломы, видеозаписи, отзывы родных, друзей.
Вариант портфолио 5 «Тепло родного очага» Портрет – «Моя семья» (фото, рисунки), «Герб семьи», «Генеалогическое дерево», «Мои близкие люди», «Мои ласковые имена». Коллектор – «Советы родителям» (рекомендации специалистов ДОУ, статьи из журналов), «А вы знаете?» (обмен опытом). Рабочие материалы – «Увлечения», «Семейные праздники», «Выставки, конкурсы, соревнования», рассказы о семье, рисунки, фотографии. Достижения – грамоты, благодарности, призы.
УСПЕХА ВАМ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ!
Список используемой литературы: Андреева М. 100 секретов воспитания детей. – СПб., 2007. Кочкина Н.А., Чернышёва А.Н. Портфолио в ДОУ. – М., 2010. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. – М., 1998. Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника. //Обруч. – 2005 - №6.