Организация предшкольной подготовки в условиях общеобразовательной школы 900igr.net
Тот поистине огромный образовательный ресурс, который несёт в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части, однако любые попытки взять этот редут «с наскока» не приносят ничего, кроме вреда и разочарования. Только осторожное и вдумчивое прощупывание новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, приоткрывает пути более полной реализации потенций ребёнка. (Аналитическая записка Института дошкольного образования РАО «Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года»)
Степень готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 2004-2005 учебный год 2005- 2006 учебный год 2006- 2007 учебный год 2007- 2008 учебный год 2008- 2009 учебный год Всего / в т.ч. не посещающие ДОУ 49/16 65/23 54/10 52/13 44/4 Высокий уровень 8 2 7 - 28 2 11 2 6 - Выше среднего 11 2 18 1 6 1 9 2 12 1 Средний 18 6 29 15 14 2 25 5 18 1 Ниже среднего 9 5 5 3 4 3 3 1 4 - Низкий 3 1 6 4 2 2 4 3 4 2
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования введена предшкольная ступень .
Цели: Создание условий для организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ, развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи: организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; апробирование учебно – методического комплекса «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой; укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Гипотеза: При создании благоприятных социально – психологических условий появляется возможность плавного, не травмирующего психику ребёнка перехода от одной ступени обучения к другой. Программа предшкольной подготовки в группе кратковременного пребывания позволяет выравнить стартовые возможности детей, не посещающих ДОУ.
Основные концептуальные положения. Образование ребёнка – дошкольника предполагает создание адекватных его возрасту психолого – педагогических условий: индивидуальный подход к ребёнку, предоставление широкого выбора видов деятельности, отсутствие жёсткой предметности и соблюдение следующих правил организации образовательного процесса: уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа; обеспечение двигательной активности детей в различных формах; создание развивающей предметной среды; широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.
Подготовительно – проектировочный (январь 2007 г.– сентябрь 2007г.) Составление плана работы по реализации предшкольной подготовки; Обучение на областных семинарах по вопросам предшкольной подготовки; Разработка документов, регламентирующих деятельность группы предшкольной подготовки; прохождение лицензирования; Создание необходимой материально – технической базы; Проведение информационной работы с педагогами, обеспечение их УМК.
Практический (сентябрь 2007г. – май 2009г.) Апробирование УМК «Предшкольная пора»; Отработка методов и форм работы с детьми по подготовке к школе в условиях общеобразовательного учреждения; Проведение диагностирования .
Контрольно – аналитический Педсовет «Итоги работы школы по предшкольной подготовке»; Корректировка Положения о группе предшкольной подготовки.
Управление проектом Директор школы Заместитель директора по УВР Создание нормативно Обеспечение учебно - – правовой базы методического сопровождения
Критерии эффективности проекта: 1. Успешная адаптация первоклассников. 2. Достаточный уровень готовности к систематическому обучению в школе ( по итогам педагогической диагностики).
Ожидаемые результаты 100% охват дошкольников предшкольной подготовкой; Создание предметно – развивающей среды группы; Отсутствие дезадаптации первоклассников.
Полученные результаты Из 15 выпускников группы кратковременного пребывания дошкольников 14 успешно адаптировались в 1 классе, 1 – средний уровень адаптации, дезадаптированных нет. По итогам педагогической диагностики высокий уровень готовности к школе имеют 7 детей, средний – 6, низкий – 1 выпускник группы предшкольной подготовки (Педагогическая диагностика Н.Ф.Виноградовой). К началу занятий в группе 3 ребёнка имели высокий уровень, 7 – средний, 5 – низкий (методика С.Д. Забрамной).