Уровни организации и условия эффективности методической работы в ДОУ Заведующая МДОУ-д/с с.Приволжское Зельцер Л.В. 900igr.net
Методика подготовки и проведения педсоветов в ДОУ Педагогический совет- постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Деятельность педсовета определяется Положением о педагогическом совете ДОУ.
Цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки передового опыта.
Функции педсовета определяет направления образовательной деятельности ДОУ ; отбирает и принимает образовательные программы для использования в ДОУ; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт ; рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям ; заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.
Виды педагогических советов: Установочный – проводится в конце августа и посвящается анализу итого предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем Тематический – посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива Итоговый – проводится в конце учебного года, на нем проводятся итоги года
Педагогические советы различают по формам организаций: Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним. Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов (имитация конкретной ситуации, обсуждение двух противоположных точек зрения и др.) Нетрадиционный – этот педсовет требует особой подготовки: написание сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.
Примерная структура заседания педсовета: Информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности педсовета; Информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; Вступительное слово председателя педсовета о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ
Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня; Заключительное слово председателя педсовета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения; Принятие советом педагогов решения голосованием (они фиксируются в протоколах; формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения)
Отчетная документация Протоколы педсоветов – ведутся в пронумерованной, прошнурованной и проштампованной тетради, подписанной руководителем ДОУ. Электронный вариант – журнал, в котором фиксируется дата проведения педсовета, повестка дня, решение педсовета. Материал к педсовету собирается в папку. В конце года архивируется Итоги тематической проверки могут быть отражены в справке, блок–схемах, графиках
Выступление педагогов с отчетами фиксируется в протоколе педсоветов. Отдельные письменные отчеты вкладываются в творческую папку воспитателя. Выступления из опыта работы оформляются в письменном виде, для дальнейшего его обобщения и внедрения в практику работы с детьми
Алгоритм подготовки педсовета 1. Определение целей и задач. 2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета. 3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы. 4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за 2 месяца). 5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса. 7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы. 8. Систематизация и подготовка окончательного материала. 9. Семинарские занятия по теме педсовета. 10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами. 11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете. 12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах. 14. Подготовка проекта решения педсовета. 15. Анализ работы педсовета. 16. Итоговый приказ о поощрении педагогов. 17. Оформление копилки с материалами педсовета. 18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.
Алгоритм проведения педсовета 1. Сообщение темы педсовета 2. Утверждение регламента работы 3. Информация о выполнении решения предыдущего педсовета 4. Доклады по основным вопросам, вынесенным на обсуждение 5. Обсуждение (традиционная форма или инновационная) 6. Знакомство членов педсовета с проектом решения вопросов педсовета 7. Утверждение решений педсовета 8. Дополнение к проекту решения 9. Оценка актуальности вопросов, вынесенных на обсуждение, раскрытие в полном объеме темы педсовета (возможно анонимное анкетирование в конце педсовета)
Самоанализ педсовета І. Вопросы для самоанализа педсовета: 1. Чего вы достигли в обсуждении? 2. Чего вам не удалось достигнуть? 3. В чём причина? 4. Какой опыт можно почерпнуть из самоанализа проведённого педсовета 5. Кто из участников педсовета был пассивен, активен, некорректен? Почему?
Типичные ошибки в проведении педсовета: Не было необходимости в проведении такого педсовета. Все вопросы можно было решить в индивидуальном рабочем порядке; 2. Воспитатели не были проинформированы о цели, о теме, форме педсовета; 3. Не было заранее сказано о порядке проведения; 4. Некоторые учителя не имели достаточных знаний и своих личных предложений по теме педсовета; 5. В поставленных вопросах не выдержаны приоритеты; 6. Не было времени на обсуждение; 7. Выбрано неудачное время проведения (много дел, утомление, конец семестра, отчётность и т.д.) 8. Неудачно выбрано место для проведения педсовета (холодное, тёмное помещение, тесно или неуютно и т.д.).
Алгоритм реализации решения педсовета: 1. Назначение ответственных лиц за выполнение каждого пункта решения педсовета 2. Посещение занятий и воспитательных мероприятий с целью проверки 3. Активизация методической работы направленной на выполнение решений 4. Проведение мониторинговых срезов знаний учащихся 5. Диагностика познавательных изменений 6. Изучение интересных предложений на решение проблем педсовета 7. Информация по выполнению решений педсовета на заседаниях педсоветов, совещаниях 8. Поиск новых подходов к проблеме 9. Снятие вопроса с контроля
Мониторинговый контроль за реализацией решений педсовета 1. Контроль осуществляет комиссия, выбранная из членов педагогического коллектива, в которую входит: - администрация; - члены педагогического совета 2. Издание приказа по ДОУ о выполнении и сроках решения педсовета 3. Обязательное выполнение решения согласно запланированной даты и сроков выполнения 4. По каким-либо причинам возможно перенос сроков выполнения решений 5. Ведение дневника мониторингового контроля, где вносятся задания, которые стоят на контроле. 6. Издание приказа о снятии с контроля вопросов, которые согласно установленного срока выполнены.
Приказы к педсовету: Наименование образовательного учреждения ПРИКАЗ 00.00.2000 № 00 . « О подготовке и проведении Педсовета» На основании годового плана работы ДОУ на 2000-2000 у.г и в соответствии с Положением о Совете педагогов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести педсовет по теме: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми в ДОУ» 27.11.2000года, в форме круглого стола, с повесткой дня: - Состояние работы по духовно-нравственному воспитанию детей на занятиях и в совместной деятельности детей - воспитателей (итоги тематической проверки). - Создание условий для социализации и реализации творческой активности в самостоятельной деятельности детей старшего возраста. - Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей младшего и среднего возраста. - Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей. - Отчет о кружковой работе музыкального руководителя по теме: «Сохранение народных традиций в театрализованной детской деятельности».
2. Возложить на зам.директора по воспитательно-образовательной работе ответственность за: 2.1. подготовку к педсовету; 2.2. составление плана подготовки к педсовету и оформление стенда «Готовимся к педсовету»; 2.3. анализ выполнения решений предыдущего педсовета. 3. Представить план подготовки к педсовету к 15сентября 2000г. 4. Считать ответственными за выступления по вопросам педсовета: - по первому вопросу - зам.директора по воспитательно-образовательной работе. - по второму вопросу - воспитателей ________________. - по третьему вопросу - воспитателей ____________________. - по четвертому вопросу- музыкального руководителя ____________. 5. В связи с подготовкой к педсовету поручить проведение консультации инспектору по охране прав детства ________________ по теме: «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье»; 6. Заместителю директора по воспитательно-образовательной работе ________________ организовать подборку и выставку методической литературы по заданной теме, провести беседы с педагогами по теме педсовета, посетить занятия с целью выявления недостатков и передового опыта в воспитательно-образовательной работе. 7. Провести устный журнал для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье». 8.Создать рабочую группу в составе: для подготовки проекта решений педсовета. 9. Контроль за исполнение приказа оставляю за собой. Заведующая: Подпись Расшифровка подписи
Наименование образовательного учреждения ПРИКАЗ 00.00.2000 № 00 «Об организации тематической проверки» На основании годового плана на 2000-2000 учебный год ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ» с20-26 ноября. 2. Создать комиссию в составе: заведующей ___________, заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе ____________________, председателя творческой группы _________________. 2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 6 ноября 2000г. 3. Цель проверки: изучить состояние системы образования по духовно-нравственному воспитанию и выявить уровень воспитанности и развития у детей гуманных общечеловеческих ценностей, нравственных и волевых качеств.
4. Задачи тематической проверки: 4.1 обобщение опыта работы воспитателя _______________ «Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»; 4.2. выявление отрицательных тенденции в духовно-нравственном воспитании детей; 4.3. принятие управленческих решений по ретушированию и коррекции факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание детей. 5. Объект исследования: 5.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 6.Предмет исследования: 6.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие духовно-нравственному воспитанию. 7. Методы исследования: 7.1.анализ результатов диагностики уровня развития духовно-нравственного воспитания детей; 7.2. анализ документации, планов работы педагогов; 7.3. оценка уровня духовно-нравственного воспитания детей на основе наблюдений за поведением ребенка в общении со взрослыми и сверстниками и в ролевой игре; 7.4. изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня. 8. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Заведующая: подпись Расшифровка подписи
Протокол заседания педагогического совета От 00.00.2000г. Всего членов педагогического совета - __чел. Присутствовали - __ чел. (указать приглашенных: ФИО, должность, место работы). Начало работы педагогического совета - __(время). Повестка дня: 1.Разное (Информация о ходе выполнения предыдущих решений педагогического совета в повестке дня не фиксируется, но в протоколе и в решении записывается.) Регламент Доклад __ мин., выступления в прениях __ мин. Справки __ мин., перерыв __ мин., общее время ___. 2.Слушали: информацию заведующего ДОУ __ (ФИО) о выполнении решения педагогического совета от 00.00.2000г. Решали: информацию о ходе выполнения решения педагогического совета от 00.00.2000г. Принять к сведению (или принимаются конкретные решения по одному или нескольким пунктам в зависимости от результатам их выполнения). Слушали: доклад ____ (ФИО должность). Излагается краткое содержание, полный текст доклада прилагается. Вопросы к докладчику: фиксируются вопросы и ответы. Прения по докладу: 1.ФИО выступающего, должность, краткое изложение выступления от третьего лица. 2.И т.д. Слушали: (в том же порядке в протоколе фиксируется обсуждение других вопросов повестки дня.)
Справки, замечания. Председатель педагогического совета ___ (подпись) Секретарь педагогического совета ___ (подпись) Примечания: 1.Если в прениях и в обсуждении других вопросов повестки дня выступили не все записывающиеся, тексты их выступлений могут прилагаться к протоколу по решению педагогического совета. 2.Доклады имеют место в том случае, когда кто-то отчитывается: после отчета с докладом выступает проверяющий работу, а далее идет обычная процедура обсуждения доклада и содоклада, принимается решение. Решение педагогического совета состоит из двух частей: Констатирующей Постановляющей В констатирующей части делается анализ работы коллектива, дается ее оценка. Более подробно указывается нерешенные вопросы и недостатки, приводятся факты, цифры, причины недостатков, фамилии ответственных лиц, от которых зависит решение вопроса, и т.д. Постановляющая часть содержит программу деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. Обычно в решении каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует отдельный пункт решения, в котором четко указывается содержание предстоящей работы (дела), сроки и ответственные за исполнение. Схематично пункты решения могут выглядеть так: Решили: 1.1. 1.2. В последнем пункте решения указывается, на кого возлагается контроль выполнения решения. При этом контроль может быть возложен на одно лицо, а возможен вариант, когда указывается: контроль исполнения данного решения п. 1.1, 1.2. и т.п. возложить на заведующего ДОУ – на старшего воспитателя ДОУ (указывается должность, ФИО). На последующих заседаниях педагогического совета докладывают о ходе выполнения принятых решений те, на кого был возложен контроль.
Виды методической работы достаточного уровня Консультации- для воспитателей, родителей, технического персонала; показ открытых мероприятий (обязательно ставится цель просмотра) контроль- приказы, распоряжения; курсовая подготовка. Методическая работа планируется в годовом плане ДОУ, в планах самообразования воспитателей .
Показатели эффективности методической работы профессиональная компетентность; рост профессионализма и готовность решать задачи поставленные перед ДОУ; владение технологиями и программами; методическое обеспечение образовательного процесса; способность воспитателя к профессиональному саморазвитию.