Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Подготовила: воспитатель I квалификационной категории МДОУ № 61 города Балаково Жарёнова Светлана Валерьевна 900igr.net
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Познавательно-речевое развитие Включает в себя: •уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; •умение устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога; •систематизация знаний и представлений, их обобщение и применение в собственной продуктивной и речевой деятельности. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте, предполагает: – опору на природную детскую любознательность; – поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности – опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; игры – организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей; – предоставление информации из разных областей культуры (речевой), математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности. В области естественных наук, экологии, здоровья. Взрослые создают широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле и т.п. При этом желательно опираться на привлекательные для детей занятия, такие как наблюдение за природными явлениями, жизнью растений и животных; составление гербариев; экспериментирование различными веществами (песком, водой, крупами, тестом), приборами и материалами (лупой, весами, магнитами и т.п.); исследование различных механизмов (часов, заводных игрушек и пр.), опробование свойств материалов и инструментов в процессе ручного труда; дидактическую игру.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу, беседуют на интересные для детей темы, читают книги, проблематизируют привычные ситуации и т.п. Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. В сфере общественной жизни человека. Дошкольников знакомят с достопримечательностями родного края, рассказывают сказки, мифы и легенды народов мира, из которых дети могут узнать о жизни человека в древности и современности, о культуре разных народов. Желательно познакомить детей с основными профессиями, направлениями технического прогресса (средствами передвижения, связи и др.). При этом важно побуждать детей использовать полученные знания в интересных для них занятиях, сюжетно-ролевых играх, народных играх и забавах, приготовлении национальных блюд и т.п. Мы, педагоги поощряли познавательные инициативы детей – выслушивали детские вопросы, одобряли рассуждения и самостоятельные умозаключения.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности В воспитательно-образовательном процессе опора делалась на такие виды познавательной активности, как наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование. Познавательно-речевому развитию способствовала и среда, созданная в групповых комнатах. В каждой группе оборудован книжный уголок, уголок природы, театрализованная зона, представлен целый ряд дидактических игр. Воспитатели беседовали с детьми на интересные для них темы, в совместной деятельности знакомились с детской художественной литературой, заучивали стихи, участвовали в театрализованных постановках. Дети способны рассказать знакомую сказку, они имеют представления и знания о культуре русского народа, народа Урала, знают основные профессии, транспортные средства, средства связи. Педагогические наблюдения подтверждают, что дети используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, в общении друг с другом и с взрослыми. В течение всего периода работы с детьми в учебном 2008-2009 году уделялось внимание развитию диалогической речи детей, планировались организованные формы обучения, индивидуальная работа с детьми, решались эти задачи и в совместной деятельности педагога с дошкольниками. Но решить проблему до конца не удалось.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности В следующем учебном году следует продолжить работу в этом направлении. Дети поступают в детский сад с низким речевым развитием, многие дети в младшей группе умеют произносить только отдельные фразы, у них практически отсутствует чувствительность к смысловой стороне языка. Работа, проведенная с детьми в учебном году, позволила обогатить словарный запас дошкольников, добиться позитивной динамики в звукопроизношении у 61% детей. Дети научились задавать вопросы, дети старшего дошкольного возраста высказывают свои суждения, делают несложные умозаключения, обсуждают возникающие проблемы. У детей развивается способность к активному слушанию детских произведений и их пониманию. Заложены первоначальные основы звуковой культуры и у части детей старшей группы появилось желание овладеть чтением.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников. Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему составить рассказ по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений Наташа пошла гулять после того, как полила цветы. Ребенка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас. Ребенка просят ответить на вопрос: кто старше? (Саша.)
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Узнавание предметов по заданным признакам Инструкция. Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. Кто обладает следующими признаками? — Пушистый, ходит, мяукает; О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает? Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; —узким или широким? Какому времени года соответ ствует следующее описание? День становится длиннее, все больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности указывают в своих трудах известные психологи В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже отмечал, что мышление дошкольников по природе алогично, так как «не обременено знаниями». В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются: терпение; умение играть и верить в игру; принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; подчеркивать неповторимость индивидуальность каждого ребенка; творчество.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека , делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое действие. Близкое знакомство с объектами природы формирует у детей собственные интересы и склонности. В своей работе, я предлагаю детям настольно-печатную игру по экологии «Деревья наших лесов» эта игра позволяет закрепить с детьми названия деревьев, научить детей видеть и различать цветущую ветвь, весенний побег, плоды растения, семя, лист. В этой игре так же развивается познавательно-речевая активность детей. Они могут сказать, как называется то или иное растение, где оно распространено, какими плодами оно плодоносит, какой формы лист данного растения и т.д. Изображения деревьев и их частей подходят для занятий в группах детского сада и индивидуально. Натуралистически исполненные картинки дадут детям ясное представление о деревьях в лесах и на территории нашей страны и обогатят знания о природе.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Вариант 1. Разрезать картинки по пунктирным линиям. Карточки с названиями деревьев раздаются поровну детям. Ребёнок должен прочитать и приложить название к нужному дереву.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Вариант 2. Ведущий раздаёт детям по 2-3 картинки и предлагает найти у данных деревьев общие признаки ( внешний вид, форма плодов и листьев и т.д)
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Вариант 3 Ведущий описывает какое-либо дерево, а дети должны угадать о каком дереве идёт речь. Тем самым дети не только угадывают названия растений, но и развивают свою речь задавая вопросы и отвечая на них полными и развёрнутыми ответами
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Вариант 4 Вариант 4 Предлагаем детям разделить деревья на хвойные и лиственные, листопадные и вечнозелёные. Заостряем внимание детей на том, как важно беречь леса, дающие нам чистый воздух и равновесие в природе, пристанище диким животным и птицам.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Лес – уникальная экосистема и данный материал позволит лучше понять, насколько она хрупка. Я хочу предложить ещё одну развивающую игру – занятие по развитию речи. Выполняя эти задания, мы помогаем детям развивать звуковую культуру речи, сформировать словарный запас, освоить правильный грамматический строй речи, тренировать связную речь. Кроме того, выполнение заданий разовьёт зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, а раскрашивание картинок сформирует графические навыки у детей. Вот несколько образцов занимательных заданий: 1. Произнеси слова. Какими звуками они отличаются? 2. Какая картинка должна быть вначале, а какая - в конце? Расставь цифры по порядку. Придумай рассказ по этим картинкам. 3. Расскажи о каждом предмете: как он называется, из чего сделан, для чего нужен? 4. Соедини друг с другом стрелочками большой и маленький предметы. Назови большой предмет и ласково – маленький.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности