ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ЗАНИМАЕИЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ Свиричевская Е.А. Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-Д/с № 7» г.Магнитогорск 900igr.net
Существует семьвоспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Шесть позицийне обеспечивают полноценного развития способностей детей, а седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.
Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасунужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклейБарабаса. Куклы боятся дрессировщика, некоторые убегают от него, но большинство не смеет и убежать. Но и те и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит к тому, что: У детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. У детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина Мальвина– благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными,Мальвинасажает непослушного мальчика в чулан. ДействияМальвинымотивированы теми нормами, которые она считает истинными,но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега отКарабаса-БарабасаМальвинаоказывается беспомощной, неспособной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей: К ограниченной психической активностиивоспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. К неспособностиформирования собственных побудительных мотивов,т.к.Мальвинапредлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания. К ограничению развития способностей , т.к. немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность.
Красная Шапочка Красная шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеясь на то, что все как-нибудь обойдется.Способ воздействия— предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей: К трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. К нарушению регуляции собственных действий. У детей, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам(грезам наяву). Воспитатель фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет ихсамим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как социальные, так и асоциальные формы поведения.
Позиция воспитателя —Спящей красавицы приводит детей: К неорганизованности и разболтанности: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. К деструктивномуповедению, которое, в свою очередь,тормозитпсихическое развитие.
Наседка Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их,потом бдительно за ними присматривает.Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Позиция воспитателя — Наседки приводит к тому, что: У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Наносит ущерб психическому развитию детей,постоянно опекая их и делая многое за них.ЗнаменитыйфонвизинскийНедоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики»
снежная Королева Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры . «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом — подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций.Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла.
Позиция воспитателя —Снежной-королевы приводит к тому, что: Дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. Снежная королева искусно воспитывает рабов и функционеров.
Мери Поппинс Весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, МериПоппинспрекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — МериПоппинссовмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка.
Позиция воспитателя — Мери-Поппинс приводит к тому, что: Обучение детей происходит таким образом, что они этого не замечают: Мери-Поппинспостоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери-Поппинсявляется посредником между миром культуры и миром детей. МериПоппинсобучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.