Практико-ориентированный проект Использование игровых технологий воспитания и обучения детей с речевой патологией Подготовка дошкольников с нарушением речи к обучению грамоте. слушателя Педагогической академии последипломного образования КИДЯЕВОЙ ЕЛЕНЫ БОРИСОВНЫ «____» _________________ 2011 г. 900igr.net
Кидяева Елена Борисовна Образование: среднее – специальное, 1991г. – педагогическое училище №7 МГК по народному образованию, воспитатель детского сада. Педагогический стаж – 11 лет. в МДОУ д/с №23 ЦРР – 4года в должности воспитателя . В 2010 -2011году проводила кружок «Лесные истории» по подготовке к обучению грамоте детей 4 – 5 лет по программе «Детский сад 2100».
Пояснительная записка Основной целью программы является развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Осуществление этой цели обеспечивается в ходе реализации задач курса: активизация смысловой стороны речи, понимания речи; расширение словаря; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи ( монологической и диалогической); усиление контроля над собственной речью; знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа; подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы; развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности; развитие творческих и интеллектуальных способностей; нравственное воспитание.
Одним из важнейших средств познания мира для детей является возможность понимать речь и говорить, поэтому основной целью курса является развитие у детей познавательной речевой активности. Дети с удовольствием проявляют готовность к работе с предметными и сюжетными картинками (составляют рассказы, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи, понимают жизненно близкий сюжет). Такой вид деятельности позволяет расширить словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепить полученные знания и реализовать их в собственном речевом опыте, способствует развитию у детей связной речи. Большое внимание на занятиях уделяется развитию грамматического строя речи детей и формированию контроля за собственной речью. Педагог побуждает детей к использованию в своей речи глаголов, наречий, имен прилагательных, числительных, служебных частей речи (предлоги, союзы, частицы).
Принципы работы по программе «Лесные истории». - принцип психологической комфортности, который предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; - принцип минимакса – возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; - принцип целостного представления о мире (раскрывается взаимосвязь нового знания с предметами и явлениями окружающего мира); - принцип неприрывности, который обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения. В итоге реализации дополнительной образовательной программы предполагает развитие познавательной речевой активности, расширение и уточнение словаря, развитие связной речи, знакомство со звуками русского языка, введение элементов звукового анализа и развитие речевого аппарата.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ». № занятия ТЕМА Кол-во 1 Формирование интереса к занятиям по данному курсу, знакомство с органами артикуляции, тренировка умения поочередно шевелить пальцами и расслаблять кисть. 1 2 Обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, развитие представлений о различных эмоциях и умения их проявлять. 1 3 Активизация тактильных ощущений и способности их передать словами, тренировка артикуляционной мускулатуры и умения удерживать и менять артикуляционные положения. 1 4 Знакомство со звуком [A], обучение способности узнавать этот звук в словах 1
5 Знакомство со звуком [У]. 1 6 Знакомство со звуком [О]. 1 7 Знакомство со звуком [И]. 1 8 Знакомство со звуком [Ы]. 1 9 Знакомство со звуком [Э]. 1 10 [Знакомство со звуками М] и [М’]. 1 11 Знакомство со звуками [Н] и [Н‘]. 1 12 Знакомство со звуками [П] и [П’]. 1 13 Знакомство со звуками [Б] и [Б’]. 1 14 Знакомство со звуками [Ф] и [Ф’]. 1 15 Знакомство со звуками [Т] и [Т’]. 1 16 Знакомство со звуками [Д] и [Д’]. 1
17 Знакомство со звуками [В] и [В’]. 1 18 Знакомство со звуками [Л] и [Л’]. 1 19 Знакомство со звуками [К] и [К’]. 1 20 Знакомство со звуками [Г] и [Г’]. 1 21 Знакомство со звуками [Х] и [Х’]. 1 22 Знакомство со звуком [Й’]. 1 23 Знакомство со звуками [С] и С. 1 24 Знакомство со звуками [З] и З. 1 25 Знакомство со звуком [Ц]. 1 26 Знакомство со звуком [Ш]. 1 27 Знакомство со звуком [Ж]. 1 28 Знакомство со звуком[Ч’]. 1
29 Знакомство со звуком [Щ’ 1 30 Знакомство со звуками [Р] и [Р’]. 1 31 Сюжетно-ролевая игра «Живая картинка» (с использованием звукоподражаний, артикуляционных упражнений и пальчиковых игр). 1
Содержание программы. Основной целью программы является развитие познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Расширение и уточнение словаря: - введение в активный словарь новых слов и понятий; - развитие обиходного словаря через создание игровых ситуаций; - развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова. 2. Развитие грамматического строя речи: - формирования навыка согласования слов в словосочетании; - формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом, форм числа имен существительных; - развитие умения употреблять предлоги в речи; - развитие умения конструировать предложения. 3. Работа над звуковой культурой речи: - развитие артикуляционного аппарата; - знакомство со звуками русского языка; - развитие умения узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки. 4. Развитие связной речи: - рассказывание о предмете; - рассказывание о самом себе по вопросам педагога; - рассказывание по сюжетной картинке, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
Диагностика Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год ( вводный – в начале года, итоговый – в конце обучения). Диагностика проводится по следующим направлениям: 1. Грамматический строй речи - умение согласовывать слова в словосочетании; - образовывать имена существительные суффиксальным способом («Назови ласково»); - называть имена существительные во множественном числе). 2. Звуковая культура - правильное произношение звуков; - умение узнавать и находить звук в звуковом ряду и в слове). 3. Связная речь - умение составлять описательный рассказ о предмете из 3-4 предложений; - умение рассказывать о себе по вопросам педагога; - умение составлять рассказ по сюжетной картинке, серии картинок совместно с педагогом.
Список литературы. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. Программа дошкольного курса развитие речи и подготовки обучению грамоте. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» («Лесные истории») методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ Москва «Баллас» 2004.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Артикуляционную гимнастику полезно сочетать с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.
Артикуляционная гимнастика «Щука» Воспитатель предварительно выставляет по порядку артикуляционные карточки и в ходе выполнения задания указывает на определенную картинку. Наша щука решила навести порядок в жилище. Давайте поможем ей с помощью наших язычков. Сначала щука широко открыла окно (упражнение «Ворота»), помыла его («Почисти зубы»), побелила потолок («Маляр»), вынесла из дома ковер («Блинчик») и хорошенько его поколотила (в положении «Блинчик» постучать зубами по языку). А потом прибила молотком гвоздь («Молоток») и повесила на стену свою улыбающуюся фотографию(«Заборчик»). Вот такая хозяйственная щука.
Пальчиковые игры. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта. Игры имеют развивающее значение, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности своего тела.
Пальчиковая игра «Рыбки». Рыбки весело плескались В чистой тепленькой воде. (ладошки ударяют по столу) То сожмутся, разожмутся, (сжать и разжать кулачки) То закружатся в воде. (винтообразные движения кистями) Рыбки плавают в водице, (движения кистями влево – вправо) Рыбкам весело играть. (удары ладоней по столу) Рыбки, рыбки, озорницы, Кто сумеет вас поймать? (похлопать в ладоши)
Звуковая культура. Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования, учатся узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах. - Слово «щука» начинается со звука [Щ’]. Произнесите его несколько раз подряд и расскажите во что упирается язык. (В небо.) Когда можно услышать этот звук? (Когда просят помолчать, когда шумит ветер и т.д.) Повторите стихотворение: 1 Щука доброю была, Дружбу с рыбками вела. 2 Наварила щука щей, Угощала двух лещей.
Лексико - грамматическая работа. расширение и уточнение словаря; развитие грамматического строя; развитие связной речи. Рассматривание картинки с изображением щуки. Ответы на вопросы воспитателя: - Как называется эта рыба? - Назовите части ее тела. - Чем питается щука? - Почему ее называют хищной рыбой? Рассматривание сюжетной картинки. Рассказ воспитателя. Обращение к личному опыту детей : - Как надо ухаживать за зубами, чтобы они не болели?