Организация и планирование игровой деятельности в соответствии с ФГТ Пеганова С.Н., педагог дополнительного образования БДОУ СМР «Детский сад №13» 900igr.net
www.thmemgallery.com Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: познавательно-речевое развитие художественно-эстетическое развитие 20 - 40% физическое развитие социально-личностное развитие
Один из принципов ФГТ –построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с дошкольниками является игра Социализация – достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Проблема игры на современном этапе 1. Нет единой методики. 2. При руководстве игрой неправильно расставляются приоритеты взаимодействия взрослого и ребёнка. 3. Ведущая роль отводится обучению, а не игре.
Значение игры Игра – это форма активности при ознакомлении с окружающим. Игра – это средство сбережения и обогащения здоровья ребёнка. Игра – это единственная форма, отвечающая возрастным требованиям к организации деятельности.
Причины нарушений права ребёнка на игру: непонимание взрослым важности игры; отсутствие безопасного пространства для игры; неадекватная политика чиновников; проблема создания соответствующей предметно-развивающей среды, поддерживающей игру; давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; полное отсутствие игры в школе; жёсткое программирование свободного времени ребёнка; коммерциализация детской игры.
Проблемы организации игры в ДОУ Как вернуть детям полноценное здоровое детство? Как совместить воспитание, обучение и игру? Как обеспечить достаточное время и место для сюжетно-ролевой игры? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддерживать игру, а не управлять действиями детей? Как сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников? Как помочь педагогам в организации игры? Как донести до родителей знания о развивающем эффекте игры?
Причины введения ФГТ
Назначение ФГТ Выравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Рекомендуемая модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Создание и оснащение предметно-развивающей среды
Структура образовательного процесса В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Вспомним ! Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности.(Д.Б. Эльконин). Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); 4. Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе). Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы образовательной деятельности Двигательная детская деятельность (Примеры форм работы) Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения, игровые ситуации Соревнования, досуги Ритмика, аэробика, детский фитнес Спортивные игры и упражнения. Аттракционы Спортивные праздники Гимнастика (утренняя и пробуждения) Организация плавания
Формы образовательной деятельности Игровая детская деятельность (Примеры форм работы) Сюжетные игры, игры с правилами Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей) Игры с речевым сопровождением Пальчиковые игры Театрализованные игры Продуктивная детская деятельность Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Детский дизайн Опытно-экспериментальная деятельность Выставки, мини музеи
Формы организации образовательной деятельности Чтение детской художественной литературы Чтение, обсуждение Заучивание, рассказывание Беседа Театрализованная деятельность Самостоятельная художественная речевая деятельность Викторина, КВН Вопросы и ответы Презентации книжки Выставки в книжном уголке Литературные праздники, досуги.
Формы организации образовательной деятельности Познавательно – исследовательская деятельность Наблюдение , экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование, исследование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) Конструирование Увлечения
Формы организации образовательной деятельности Коммуникативная детская деятельность Беседа, ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные) Этюды и постановки. Логоритмика. Трудовая детская деятельность Дежурство, поручения, задания Самообслуживание Совместные действия
Преимущества ФГТ в социально-личностном развитии дошкольника появилась возможность сделать жизнь ребёнка в ДОУ более осмысленной и интересной? в образовательном процесс созданы условия для реализации интересов детей, специфики национально-культурных, природно-географических условий и много другого; сокращено и упрощено содержания образования через установку целевых ориентиров для каждой образовательной области; нет копирования технологий и форм организации обучения; педагогический процесс ориентирован на развитие ребёнка при взаимодействии с родителями.
Наиболее эффективные формы организации игровой деятельности метод творческих заданий; метод развивающего дискомфорта; метод исследования и экспериментирования; игры с моделями; интеграция игры и знаний ребёнка из других образовательных областей; использование разных форм взаимодействия детей; изготовление пособий к играм; использование игровых технологий
Требования к руководству игрой: вхождение взрослого в игру на основе «как будто»; ненавязывание хода игры; обогащение кругозора; развитие детского творчества; развитие ребёнка в целом; руководство по направлениям: содержание игры, организация игрового коллектива, сохранение самодеятельности игры; умение принимать игровую позицию: интерес к детским играм, рефлексия, инфантилизация, эмпатия, креативность.
Педагогическое сопровождение игры диагностика игры и соотношение её результатов с достижениями детей в других образовательных областях; гибкое руководство игрой, стимулирование индивидуальности и творчества; отбор содержания игр на основе образовательной программы, интересов и достижений детей (комплексно-тематическое планирование); своевременное создание предметно-игровой среды с учётом требований ФГТ.
Диагностический инструментарий определения социально-личностного развития дошкольников в ходе игры по методике Н.Ф. Комаровой Опыт работы БДОУ СМР «Детский сад №13
Актуальность данной диагностики мало диагностических материалов, позволяющих оценивать уровень развития игровой деятельности на научной основе, в системе и с формулированием рекомендаций по работе с детьми на перспективу; с введением ФГТ изменились требования к проведению мониторинга.
Значение диагностики ведётся научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка; осуществляется поэтапное планирование формирования игры у каждого ребёнка; повышается качество руководства игрой; определяется развитие у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.
Методика проведения диагностики диагностика должна заранее планироваться и проводится систематически, последовательно; этапы проведения диагностики: в начале и конце учебного года; На разных возрастных периодах, соответствующих этапам формирования игры.
Этапы диагностики
Соответствие диагностики по методике Н.Ф. Комаровой требованиям ФГТ Позволяет осуществлять образовательную работу целенаправленно и с учётом ЗБР. Выводы по её результатам могут свидетельствовать об излишне опёке взрослого. Отвечает принципу развивающего образования. Предполагает принцип комплексно-тематического планирования. Научно обоснованна и практически применима. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Учитывается принцип интеграции образовательных областей и развития интегративных качеств. Даёт представление о выполнений требований, предъявляемых к предметно-игровой среде.
Диагностический лист Показатели Ваня Таня 1. Замысел игры появляется по инициативе 2. Разнообразие игровых замыслов 3. Игровые задачи 4. Разнообразие и взаимосвязь игровых задач 5. Проявление творчества при постановке игровых задач 7. Количество игровых задач 8. Разнообразие игровых действия с игрушками 9. Обобщённость игровых действий с игрушками 10. Игровые действия с предметами-заместителями 11. Игровые действия с воображаемыми предметами 12. Принимает роль 13.Разнообразие и выразительность ролей и ролевых действий 14. Ролевые высказывания 15. Ролевая беседа 16. Взаимодействие детей в игре
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса. Актуальность её применения на практике: - социальный заказ; - образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Значение: Конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников. Создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Значение игры: «Примерение» социальных ролей. Познавательная мотивация. Адаптация в социуме. Игра для ребёнка: Способ обучения; Творческая деятельность; Метод терапии; Начальный этап социализации
В качестве технологии игра может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; В качестве занятия или его части; как часть образовательной программы ДОУ. Цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Требования к технологии: Технологичность; Научность; Системность; Управляемость; Эффективность; Воспроизводимость.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр Этапы игровой технологии: Отбор, разработка, подготовка педагогических игр. Организация игры. Включение детей в игровую деятельность. Подведение и анализ результатов.
Признак педагогической игры в игровой технологии- чётко поставленная цель обучения (игровая проблема) и соответствующие ей педагогические результаты (игровые действия, направленные на решение игровой задачи) Классификация педагогических игр: По виду деятельности. По характеру педагогического процесса. По характеру игровой методики. По содержанию. По игровому оборудованию
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей Её значение: 1. Активизирует воспитанников. 2. Повышает познавательный интерес. 3. Вызывает эмоциональный подъём. 4. Способствует развитию творчества. 5. Концентрирует время занятий. 6. Варьируется стратегия и тактика подачи материала.
Концептуальные основы игровой технологии Игровая форма совместной деятельности создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, побуждающих и стимулирующих ребёнка к деятельности. Последовательность организации педагогической игры – дидактическая цель в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; выполнение задания является результатом игры. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В ходе игровой технологии последовательно включаются игры и упражнения, формирующих одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.
Руководство игровой технологией: Выбор игры; Предложение игры; Объяснение игры; Подбор игрового оборудования; Организация игрового коллектива; Развитие игровой ситуации; Окончание игры.