Проектная деятельность на уроках Проектируем урок биологии Алексеева Е.В. 900igr.net
План лекции Проектная деятельность. Теория и практика. Проектная деятельность в учебном процессе: В деятельности учителя В деятельности ученика Технология проектной деятельности Проектный метод обучения. Компьютерные технологии и проектная деятельность. Использование компьютерных технологий в обучении Презентационные материалы: плюсы и минусы Планирование собственного проекта. Целеполагание деятельности: Определение общей цели, типа проекта, название, включение в учебный процесс Разработка макета Обзор дополнительных ресурсов. Литература по проблеме.
Проектная деятельность. Теория и практика. Проектирование в учебно-воспитательном процессе – это создание модели учебной деятельности и определение предварительных результатов этой деятельности. Проект в информатике представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов этой работы (компьютерная программа). Проектная деятельность как исследовательская деятельность по одному или нескольким предметам на межпредметной основе.
Проектная деятельность. Теория и практика. Цель проектного обучения – создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного процесса. (20- годы XIXв.) Поиск приемов развития творческого потенциала учащихся. Виды проектов: Информационные поисковые Исследовательские Продуктивные Драматизационные Практико-ориентированные Общее во всех проектах – вовлеченность учащихся в коллективную деятельность. Проекты бывают: Монопредметные Межпредметные Внепредметные Включает этапы: Выбор проблемы, определение актуальности темы проекты; Создание первой творческой группы (выработка идей и способов решения проблемы); Создание второй творческой группы (одновременно с первой нарабатываются идеи и способы решений проблемы); Обмен информацией между группами (круглый стол); Защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности) Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата. Педагогическая технология – набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат. Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого процесса делает учителя высокопроффесиональным специалистом. Учитель становится автором проекта.
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры) 1. Целеполагание Предоставляет цель и направленность учебно-воспитательного процесса в системе микроцелей 2. Диагностика Содержит управленческую информацию о факте достижения или недостижения микроцелей 3. Дозирование Дает содержательную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях, самостоятельной деятельности учащихся, достаточную для гарантированного успешного прохождения диагностики 4. Логическая структура Перевод методического замысла учителя в целостную и логическую наглядную модель учебного процесса. Это специально формируемое рабочее поле. 5. Коррекция Предоставляет информацию о «педагогическом браке», т.е. об учащихся, Не прошедших диагностику, и о содержании методического пути коррекции
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности) Технологизация информационной модели учебного процесса. Технологическая карта - выступает паспортом проекта учебного процесса по учебной теме. Производятся расчеты: времени, объема дидактической информации, интенсивности ее освоения, времени.
Проектная деятельность. Теория и практика. (Проектный метод) Основные компоненты проекта Краткая формулировка задачи Для кого и зачем Набор первоначальных идей Набор эскизов, планов, программ Проработка Выбор основной идеи Изготовление изделия Изготовление изделия (проекта) Испытание и оценка изделия Испытание Самооценка Некоторые аспекты Пять основных компонентов могут быть скомпанованы в различной последовательности Проект – это нечто целое, а не ряд ступеней Моделирование играет важную роль Временные рамки варьируют в зависимости от содержания проекта
Компьютерные технологии и биология Положительные стороны программных продуктов: Соответствие программным документам Профессиональное составление Соответствие возрастной психологии Точность дозирования материала Снятие напряжения и утомления в учебном процессе Решают вопросы изобразительной наглядности (+ возможность включение видеоряда) Расширяют информационный поиск Отрицательные стороны: Нет работы по развитию монологической речи Затруднена отработка сложного материала
Компьютерные технологии и биология
Основные блоки в проектах Мотивационный блок Основное содержание (раскрытие темы) Обобщение по теме Контроль Желательно включение во все блоки интерактивных методик!
Этапы работы учителя Определение общей цели Определение типа проекта Определение названия проекта Определение варианта использования на уроке Создание макета собственной презентации
Макет презентации Титульный слайд Содержание презентации (план) Место материала в учебном процессе Основное содержание по теме: Пробемные вопросы Цитаты Графики и диаграммы Рисунки и видеоряды Анимационные эффекты Контрольные материалы по проекту (тесты или вопросы) Список использованной литературы и материалов.
Обзор дополнительных ресурсов Адреса в интернете
Литература Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003 Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998. Использование компьютерных технологий в обучении биологии. Газ. «Биология», № 27-28, 2003 М. Павлова, Джеймс Питт. Дизайн-подход как основа обучения(серия «Развитие детского творчества через технологические проекты) Н.Новгород: Н.Г.Ц., 2000. В.М. Монахов Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. //Педагогика, № 6, 1997.