Экологическое образование и воспитание младших школьников через уроки природоведения. Хороший учитель – Это человек, Который любит детей Находит радость в общении с ними, Верит в то, Что каждый ребенок Может стать хорошим человеком. Василий Александрович Сухомлинский 900igr.net
Изучение вопросов экологии – стержень всего курса природоведения Отношение к окружающей среде – это сплав знаний, чувств и действий
Природоведение – предмет естественно-научного цикла ЗАДАЧИ ПРИНЦИПЫ МЕТОДЫ ФОРМЫ 1. Дать систему знаний о природе 1. Дифференцирован-ный подход 1. Наблюдение (предметы, явления природы) 1. Экскурсия 2. Формировать понятия «взаимосвязь человек – природа», осознание взаимовлияние природы на человека и человека на природу 2. Индивидуальный подход 2. Эксперимент 2. Урок (КВН, игра, сказка, путешествие, встреча, викторина, интегрированный, соревнование) 3. Воспитание норм нравственного поведения в природе 3. Деятельностное обучение (мотивация учащихся) 3. Экскурсия 3. Учебная прогулка 4. Формировать умение не только заметить неблагополучие объекта природы, но и найти способ его устранения 4. Творческий подход учителя (в формах, методах) 4. Практическая работа 4. Беседа 5. Творческий подход обучаемого (инициатива, самостоятельность) 5. Опыт 6. Краеведческий 6. Беседа 7. Дидактическая игра 8. Учебные прогулки
Наблюдение/экскурсия «Если ты пришёл в гости к природе»
Памятка (алгоритм) «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОТНЫМИ» Особенности внешнего вида в целом и отдельных его частей (в сравнении с однотипным, хорошо известным животным). Особенности в поведении: повадки, движения, голос, образ жизни, питание на воле и в неволе (в сравнении). Роль в жизни человека.
2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС Знакомство с «Красной книгой» Сочинения (к обобщающим урокам). По разделам : Сочинения – отчеты. Коллективное творческое дело – создание «Красной книги» своего края. «Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни». 1. «Эта удивительная природа». 2. «Как устроен мир» 3. «Природа России». 4. «Наш край – часть большой страны» «Как я охраняю природу» «В какой природной зоне страны я хотел(а) бы жить»
1. Экологические ситуации «Тревожные уроки» «Птенец на тропе» «Гнездо» «Букет цветов» «Муравейник» «Встреча с гадюкой» «Грибное лукошко» «Привал» «Шум в лесу» 2. БЕСЕДА - универсальная форма деятельности учителя и учащихся. «Почему погиб птенец» «Бездомный кот» «Нелюбимое животное» 3. Для анализа экологических связей в ситуациях. «В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»: 1 класс – «О чем поют птицы» «Природа просит защиты» 2 класс – «На страже зеленого друга» 3 класс - «Учитесь жалеть» «Мы учимся у природы» 4 класс - «Земля – наш общий дом» «Заповеди юных защитников природы»
Работа с родителями и старшеклассниками Посещение музея – заповедника «Томская писаница» Посадка деревьев, кустарников. Выращивание цветов. Изготовление домиков для птиц, кормушек. Отпиливание больных и надломленных веток, замазывание ранок пластилином.
В своей работе я: Учитываю и использую багаж знаний обучающихся. Уделяю особое внимание природоохранным проблемам своего края. Сочетаю краеведческий материал с материалом общего характера. Планирую уроки с учетом своевременного проведения экскурсий. Провожу практические работы. Формирую экологические знания. Привлекаю обучающихся к созданию «Красной книги» своего края.
Выпускник начальной школы: ЗНАЕТ: - понятие «экология». - природоохранные мероприятия, проводимые в Кузбассе. - экологические проблемы Кузбасса УМЕЕТ: - соблюдать правила поведения в природной среде.
Тупицин Евгений (4 «А» класс) Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом!