Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста Воспитатель МДОУ д/с КВ №19 «Улыбка»II квалификационной категории Сухенко Ольга Андреевна
Самостоятельная художественная деятельность это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей она возникает по инициативе детей;ребёнок сам определяет цель;сам находит средства для её воплощения;планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка развиваются инициатива, самостоятельность, активность;процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …);потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;бескорыстное удовольствие от процесса и результата;потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию
Формы самостоятельной изобразительной деятельности подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день на тему: «Кругом весна»);упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;воплощение собственных замыслов ребёнка
Педагогические условия самостоятельной изобразительной деятельности обучение детей на занятиях изобразительной деятельности самостоятельным поисковым действиям;предоставление им в свободное пользование различных художественных материалов, произведений изобразительного искусства (скульптура анималистического жанра, книжные иллюстрации, альбомы с живописными репродукциями…); обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений; формирование эмоционально-интеллектуального опыта;тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.
В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
Организация художественно-эстетической развивающей среды Младшая группа: предметы быта: Вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (семёновская, полхов-майданские, загорские матрёшки, грибки, кони-каталки, ермиловские кони) , игрушки из соломы.книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин. художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.скульптура малых форм, изображающая животных
Средняя группа натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; И. Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; И. Шишкин. Сосновый бор.портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином. ( живопись).книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова , Л. Владимирского.скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)
Старшая, подготовительная к школе группы Живописьнатюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.
Графикакнижная графика: иллюстрации художников-сказочников;художников «весёлой книги»;художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;рассказы о животных;рассказы с нравственной тематикой;фольклор.прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.
Скульптура скульптура малых форм: Е. Гуревич. Щенок; В. Ватагин. Печальная обезьяна, Аист, Северный олень.монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.АрхитектураОбщественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.
Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей Рисование: репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.фоны разного цвета, размера и формы.краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).
кисти разных размеров, «тычки».подставки для кисточек.стаканчики для воды.салфетки для кисточек.палитры для смешивания красок.вата, газеты.инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка глина, пластилин.скульптуры малых форм, иллюстрации.холст, скалка для раскатывания глины.стеки.стаканчики для воды.салфетки для рук.инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).
Аппликация иллюстративный материал по ближайшей теме.фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои). бумага, картон разного качества и размера.лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.подставки для кистей и кисти.клеёночки.салфетки для разглаживания деталей и для рук.ножницы на подставке.ведро и тазик для обрезков.клей.инвентарь для уборки