Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ мбоу ООШ П.ЛИМАННЫЙ ВШИВЦЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя.Э. Хаббард.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм ориентированный подход?
Что же такое личностно - ориентированный подход?Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:разноуровневое обучение,коллективное взаимообучение,модульное обучение,технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии,технологию сотрудничества.
В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.
Биологический (терминологический) диктант(8 класс)-проверка умения определять основные понятия темы:нейрон, дендрит, аксон, рефлекс, чувствительный нейрон, двигательный нейрон.
Выполните тестовое задание.1.Нервная система выполняет следующие функции:А)транспортирует питательные веществаБ)осуществляет гуморальную регуляцию.2.Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:А)аксонами Б)нейронами В)дендритами3.Вегетативная нервная система регулирует:А)движение скелетной мускулатурыБ)работу внутренних органов.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. Например, метод эвристических вопросов:(Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде; нем, как рыба.) Вопрос: Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите амёбу обыкновенную).
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
Итогом моей деятельности является то, что каждый год обучающиеся 9 класса успешно сдают экзамены по биологии и поступают в медицинский колледж г.Саратова, Энгельса - это мои ученики с 2002 года по 2010г:Юрьева Надежда;Вшивцева Анастасия (Диплом с отличием); Вшивцева Наталья (Диплом с отличием)Лукина Татьяна; Лукина Анна; Муратова Айгуль; Чуканов Аскар; коржанова Аймана; Кинжигалиев Руслан, Кинжигалиева Динара, Кабдулова Айслу (Диплом с отличием), Куйшева Альбина.
Вшивцева Наталья(фармацевт), 2005г
Вшивцева Анастасия ( фармацевт),2008
Муратова Айгуль,2006г(медицинская сестра)
Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.Это и есть основная задача личностно-ориентированной, здоровьесберегающей педагогики.
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «Я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.