Обучаясь, творим Из опыта работы Велиевой Натальи Сергеевны, учителя русского языка и литературы МКОУ сош №6 г. Приволжска Ивановской области Тема инновационной деятельности «Развитие одаренности через личностно ориентированное обучение»
К современным педагогическим технологиям относятся: 1.Личностно-ориентированные технологии обучения 2. Предметно-ориентированные технологии обучения 3.Информационные технологии. 4. Интерактивные технологии
Личностно-ориентированные технологии обучения 1. Технология педагогических мастерских 2. Технология обучения как учебного исследования 3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) 4. Технология эвристического обучения 5. Метод проектов 6. Вероятностное образование (А. Лобок) 7. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), 8. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), 9. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили), 10. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), 11. Дизайн-педагогика.
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений. Идеал воспитания – самовоспитание.
Основные требования для организации личностно ориентированного обучения Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт предшествующего обучения. Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование имеющегося опыта каждого ученика. Активное стимулирование ученика к самоценной деятельности. Создание ситуации выбора при выполнении учебных заданий. Деятельность ученика должна оцениваться не только по конечному результату, но и по процессу достижения. Создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Опора на рефлексию (самооценку и самоанализ) Стимулирование развития и саморазвития
Три «кита» моей методической системы Деятельностный подход в обучении Формирование положительной я-концепции Развитие творческих способностей
Методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации Метод экспрессии в творческой ситуации. Метод чтения вслух. Метод интроспективного анализа. Метод развития творческого самочувствия. Метод творческого самовыражения. Метод дискуссии. Моделирование маленькими человечками Игровые методы.
Приемы, используемые на уроках русского языка Образ буквы, цифры Анкетные данные прилагательного и т.п. Образ предмета (прием олицетворения) Бином фантазии (сочетание никак не связанных слов, напр.: томат в космосе, космос в томате и т.д.) Нахождение в группе лишнего Прием сравнения Отсроченная догадка Удивительное рядом Опрос-кроссворд Терминологический (лексический) диктант Опрос по цепочке Помоги Пете Ошибкину Практичность теории (жизненная история подтверждает важность умения) Добавь нужное (работа с правилом, дополнение пропущенного)
Приемы, применяемые на уроках литературы Игра на воображение (по портрету определить характер) Придумывание рассказа по началу Создание сказки-кальки Елочка ассоциаций Фантастическая добавка («А если бы…») Театрализация (импровизация) Пересечение тем (общее в разных произведениях) Центон Буриме Литературные перевертыши Аукцион эпитетов, сравнений
Урок объяснения нового материала «Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК» (6 класс) «Обучаясь, творим»
1 этап мотивационно-ориентировочный Если потребует строгий з а к а щ и к Евроремонт в своей старой квартире, Каменщик, водопроводчик и сварщик К вашим услугам! Лучшие в мире!
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Закащик Заказщик заказать Заказчик
Коллективное целеполагание. Постановка учебной задачи. Распредели слова по столбикам Учетчик, наборщик, обходчик, дрессировщик, смазчик, гардеробщик, разносчик, табунщик.
Исследовательская работа. Выбор способа решения учебной задачи Учетчик Обходчик Смазчик Разносчик Перебежчик Наборщик Дрессировщик Гардеробщик Табунщик
Проверка правильности восприятия нового материала.
Соотнесение знаний, полученных опытным путем, с правилом в учебнике В существительных со значением «лицо по роду занятий» пишется суффикс -ЧИК после согласных Д,Т,З,С,Ж: переплетчик, перебежчик Перед суффиксом -ЧИК конечные согласные основы К, Ч заменяются буквой Т: раздача – раздатчик После других согласных пишется суффикс -ЩИК: рубщик, паромщик Перед –ЩИК буква Ь пишется только после Л: кровельщик, НО гонщик
Графическое закрепление теоретических знаний Звездочка-помощник
2 этап уяснение знаний Применяя правило, рассуждаю так Выясняю, от какого слова образовано данное слово. Проверяю наличие букв Т,Д,З,С,Ж. Выбираю нужный суффикс и пишу слово.
3 этап отработка умения(навыка) Лексический диктант Тот, кто работает на компьютере Тот, кто переводит книги с одного языка на другой Тот, кто работает на буровой установке Тот, кто работает в газете Тот, кто работает на прессе Тот, кто перевозит товары и пассажиров
Сочиняем объявление Социализация полученных знаний В (на)….. требуются…Зарплата… Полный соцпакет. Телефон …
Творческое задание «Письмо из прошлого» Субъективация полученных знаний извоз(чик/щик) фонар(чик/щик)
4этап контроль знаний, расширение границ знанияЗапись пословиц и их толкование Плохой барабан…ик все валит на барабан. Выходя в путь, подбери себе попут...ика. Совет…ик есть, помощника нет. Обман…ик и себе до обеда не верит.
Игра «Домино» Автоматизация учебных действий Играют четверо. Каждый получает по 7 карточек. Начинает игру тот, кто получил заштрихованную карточку. Участники ставят к одному из концов свою карточку, чтобы получилось правильно написанное слово. Если кто-то допускает ошибку, он забирает свою карточку назад и пропускает ход. Выигравшим считается участник, сумевший первым использовать все свои карточки. (Создание привлекательной цели)
Индивидуальный лист оценки своих знаний, приобретенных на уроке
5 этап Рефлексия деятельно сти «Обучаясь, творим» Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Как я понимаю название урока?
Домашнее задание Обязательный минимум Тренировочное задание Творческое задание
Итоги Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, Углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, создать на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.