Башкирский государственный педагогический университет им. М.АкмуллыКафедра методики преподавания ИЯ и второго ИЯТехнологии и методики обучения иностранным языкам ТЕМА: Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
План Методическое содержание урока иностранного языка.Типология уроков иностранного языка.Структура урока иностранного языка.Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса.Виды планов: календарный, тематический, поурочный.
Литература Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностран-ному языку: учеб. пособие для студентов направления «Филологическое образо-вание». Часть I. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001.
1. Методическое содержание урока иностранного языка.
Что такое урок? Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит передача знаний от учителя к учащимся, осуществляется процесс формирования навыков и умений.
Под термином «система уроков» понимается совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений, навыков, применительно к определенной теме и на основе языкового и речевого материала (Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001).
Черты, характерные уроку иностранного языка: речевая направленностьфункциональностьиндивидуализация процесса обученияситуативность
Методическое содержание урока - совокупность научных положений, опреде-ляющих его особен-ности, структуру, логику и приемы работы (Е.И.Пассов).
Речевая направленность обучение в условиях, адекватных условиям будущей речевой деятельности, а также практическая ориентация урока.
Ситуативность На уроке бывают различные ситуации общения:реальные;условные;проблемные.
Компоненты речевой ситуации Кто? (Возраст, социальный статус, роль в общении, уровень развития речевых умений и т.д.)С какой целью?(Намерения, желания, мотивы)Где? Когда?(Место, время, обстановка)Как?(Чувства, эмоции)О чем?(Тема, предмет общения)
Индивидуализация - учет и использование резервов личности обучаемых, то есть их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций, чувств, статуса личности в коллективе.
Функциональность как компонент методи-ческого содержания урока диктует необходи-мость соблюдения следующих правил обучения:- ведущей в усвоении ЛЕ или грамматических явлений (речевых образцов) является их функция, а не форма;- в установках упражнений при обучении всем видам речевой деятельности следует использовать все разнообразие речевых задач;- использование знаний происходит на основе их квантования в виде правил-инструкций с учетом усваиваемого явления и условий обучения;- перевод с родного языка при обучении говорению на уроке исключается.
Новизна Способы создания новизны:Новые ситуации, что предполагает изменение времени, места, партнеров, их характера, ролей.Новая речевая задачаНовый собеседникНовые формы общения
2. Типология уроков иностранного языка.
Тип урока, модель построения урока иностранного языка – определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).
Е.И. Пассов выделяет 3 типа уроков: I тип - уроки формиро-вания речевых умений и навыков;II тип - уроки совершенствования речевых навыков;III тип - уроки развития речевых умений.
3. Структура урока иностранного языка
Структура урока ИЯ Инвариантные компонентыВариативные компоненты
4. Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
Требования, предъявляемые к учителю при планировании: владение конструктивно-планирующими умениями;знание цели и задач обучения, сформу-лированных в стандарте и программах;знание УМК и методических концепций авторов;знание условий обучения и возрастных особенностей, психологических законо-мерностей, основных этапов формиро-вания речевых умений и навыков;учет уровня владения языком учащихся класса, их отношения к ИЯ, знание уровня их общего развития
5. Виды планов: календарный, тематический, поурочный.
Схема тематического плана может иметь несколько вариантов и включает следующие компоненты: Тема Языковой материал Тексты Аудио-, видеоматериал Дополнительные пособия Региональный компонент Валеологический компонент Контроль
Примеры тематического плана:http://www.prosv.ru/ebooks/kuligina_francuzskii_2/2.htmhttp://www.prosv.ru/ebooks/Kuligina_Franc_5kl/6.html http://www.prosv.ru/ebooks/Kuligina_Franc_6kl/2.html http://www.prosv.ru/ebooks/tematicheskoye%20planir.pdf
Схема оформления плана-конспекта урока: Урок №Дата КлассТема раздела Тема урокаТип / вид урока Форма урокаБазовый УМКЦели:а) практический компонентб) воспитательный компонентв) образовательный компонентг) развивающий компонент
Сопутствующие задачиЯзыковой материалРечевой материалОснащение урокаДополнительная литератураХод урока
Примеры планов уроков французского языка:http://lermskola.ucoz.ru/publ/29-1-0-32http://festival.1september.ru/articles/313007/ http://festival.1september.ru/articles/311534/