Системный подход в деятельности классного руководителя Синицына Е.Е., учитель истории и права, Лицей ИСТЭк, Краснодар
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации (под ред. Степанова Е.Н.) "Концепция самовоспитания" Г.К. Селевко, "Новое воспитание" Н.Е. Щуркова, Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М., 2009г. Личностно-ориентированный подход в педагогической практике (В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, С.Д. Поляков, Ю.П. Сокольников) составляют методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы современной школы.
Целесообразность создания воспитательной системы системный подход позволяет классному руководителю рационально распределять свои усилия при организации воспитательного процесса в классе; - при построении воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества; - воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и их развитии.. При воспитательной системе специально моделируются и создаются условия для самореализации педагога, родителей
Этапы развития воспитательной системы 1 - проектирования 2 - становления 3 - стабильное функционирование 4 - завершение функционирования или коренное обновление. Эти этапы характерны и для развития класса.
Циклограмма проведения основных воспитательно-профилактических мероприятий МОУ гимназии №9 2010-2011 уч.г.
Традиции гимназии. Праздник Дня знаний: экскурсия-знакомство с гимназией учащихся 1-х и 5-х классов, тематические классные часы День Учителя Праздник Осени, выставка поделок из природного материала Посвящение в гимназисты учащихся 1-х классов Посвящение в «Ступеньки» для учащихся 5-х классов День Матери Посвящение в старшеклассники для учащихся 10 классов Марафон знаний: общешкольные предметные олимпиады, выявление знатоков, награждение Праздник науки, завершающий предметную неделю Прощание с Азбукой Оформление уголков класса. Конкурсы самоуправления Оформление информационных стендов к знаменательным датам России, проведение уроков мужества. Спортивная игра «Воинская доблесть» Фестиваль солдатской песни, концерты в воинских частях гарнизона Диско-вечера самоуправления Новогодние утренники и мероприятия Вечер встречи выпускников Концертная программа к 23 февраля, Концертная программа к Международному женскому дню Слет отличников, Ученик года Концертная программа ко Дню Победы Праздник «Детства прощальный звонок», Праздник «Прощание с начальной школой» Выпускной вечер «Звездный выпуск» Пятая трудовая четверть – летний оздоровительный лагерь «Солнышко», трудовая бригада Новые дела. «Ученик года» в начальной школе КТД в рамках предметных недель Конкурс «Самый классный класс» - направления -Самый спортивный класс -Самый здоровый класс
Системный подход организации воспитательной деятельности гимназии
Самоанализ воспитательной работы по направления
Электронный вариант классного воспитательного проекта
Карта реализации классных проектов
Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году; данных мониторинга достигнутого уровня сформированность классного коллектива и творческого развития личности; учета возрастных особенностей учащихся; изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся; коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.
оценка качества профессиональной воспитательной деятельности Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива. Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом. Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе. Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность. Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся. Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях. Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива. Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Технология проектирования воспитательной системы класса. I.Диагностический этап 1.Выявление уровня воспитанности учащихся, степени сформированности коллектива, коллективистских отношений 2. Круг интересов учащихся, их способности, декларируемые ценности, взаимоотношения в классе 3. Выявление проблем в классе (дети-изгои, дети с отклонениями в поведении, уровень культуры общения) 4. Определение цели, задач и направлений воспитательной системы класса
Проектирование воспитательной системы класса 1. Определение направлений и содержания воспитательной работы 2. Выделение видов деятельности, форм и условий организации воспитательной работы. 3. Взаимодействие с родителями